Масляные насосы НШ предназначены для нагнетания минерального масла в гидравлические системы рулевого управления бульдозеров, тракторов, сельскохозяйственных и дорожных машин, крупнотоннажных автомобилей, а также в приводы вспомогательного навесного, полунавесного и прицепного оборудования (рис.1).
Шестеренчатый насос НШ состоит из двух шестерен — ведущей и ведомой, размещенных в корпусе. Принцип работы данного устройства прост. В процессе вращения роторов на входе насоса создается разрежение. Благодаря атмосферному давлению рабочая жидкость заполняет пространство между зубьями и перемещается к выходному каналу. За счет зацепления зубьев жидкость выдавливается в систему под определенным давлением. Если давление нагнетаемого масла превысит допустимое значение для данной системы, происходит срабатывание редукционного клапана. При этом часть масла возвращается во всасывающий канал или поступает непосредственно в систему.
Насосы шестеренные типа НШ выпускаются в двух конструктивных исполнениях:
• наружного зацепления, это когда одна шестерня расположена около другой;
• внутреннего зацепления, в этом случае шестерня находится в шестерне (рис.2).
Рис. 2. Схема расположения шестерен
Кроме того, насос НШ может быть как левого, так и правого вращения.
Масляный насос высокого давления для гидравлики крепится, как правило, на ВОМ (вал отбора мощности). Передача крутящего момента осуществляется посредством шлицевого соединения вала насоса и ВОМ. Шестереночные насосы высокого давления могут быть установлены на различных стационарных конструкциях. При этом они могут быть приведены в действие с помощью электродвигателя.
Обеспечить высокоэффективную работу рассматриваемых устройств можно при выполнении следующих условий:
• со стороны привода должны быть исключены осевые и радиальные силы, способные оказать воздействие на ведущий вал;
• перед подключением насоса необходимо убедиться, что направление вращения ведущей шестерни совпадает с вращением приводного вала;
• диаметр всасывающего трубопровода должен быть больше, чем нагнетательного, при этом необходимо добиваться, чтобы скорость всасывания масла не превышала 1,5 м/с;
• скорость продвижения рабочей жидкости (масла) в напорной линии не должна превышать значения в 5 м/с. Желательно, чтобы магистраль была как можно короче и без изгибов. Если линия содержит угловые соединения, нужно ограничить скорость движения жидкости до 3,5 м/с.
Масляные насосы НШ имеют рабочий объем от 10 до 250 см3 и выпускаются в двух модификациях: "У" (так называемые плоские) и "А" (круглые). Насос НШ 32 относится к наиболее популярным устройствам. Ниже приведены некоторые технические характеристики одного из агрегатов данного модельного ряда (НШ32У-3): объем — 32 см3; производительность — 68,6 л/мин; максимально создаваемое давление — 21 МПа.