Подшипники для новых конструируемых устройств подбираются по таким параметрам как вид трения (качения, скольжения), направление основной нагрузки (радиальные, радиально-упорные, упорные), грузоподъемность и скорость вращения (легкая, средняя, тяжелая размерная серии), класс точности и температурная устойчивость. Из большого разнообразия подшипниковой продукции конструкторы выбирают модель, которая наиболее соответствует требованиям того или иного узла вращения, а иногда, ввиду целесообразности, предлагают производителям разработать новые нестандартные изделия для специального применения.
Подобрать подшипник для замены ― задача не сложная, однако требующая подготовки. Далеко не всегда есть возможность подбирать замену подшипника по снятому образцу. Поиск поставщика, заказ и доставка нового подшипника потребуют какого-то времени, в течение которого оборудование будет простаивать в разобранном виде. Поэтому, специалисты по техническому обслуживанию (механики) и снабжению (закупщики) стараются на практике оптимизировать работу и заблаговременно готовить запчасти для ремонта. Для этого необходимо знать как подобрать подшипник для замены заранее.
Подбор по маркировке
Как заранее узнать маркировку подшипника, подлежащего замене? В технической документации оборудования или техники должно указываться детализированное описание устройства узлов и номенклатура сменных деталей (запасных частей).
Если отсутствует техническая документация, остается запросить описание узла, подлежащего ремонту, у производителя. Если оборудование зарубежного производства и возникают сложности перевода на иностранный язык, можно обратиться к специалистам официального коммерческого представительства марки на территории России. Обычно технические специалисты заинтересованы в уточнении номенклатуры запчастей для быстрой подготовки коммерческого предложения на их поставку.
Производитель указывает маркировки подшипников, которые выбраны для серийной установки в оборудовании. У заводов-изготовителей подшипников из разных стран маркировки могут отличаться в зависимости от стандартов, которыми они руководствуются. Для подбора аналогов можно обращаться к коммерческим представителям подшипниковых заводов, можно руководствоваться сводными таблицами аналогов.
Задача подбора аналога подшипника также встает в случаях:
- если модель отработанного образца устарела и больше не выпускается;
- если приобрести рекомендуемую производителем оборудования модель подшипника затруднительно по экономическим или логистическим соображениям.
Подбор подшипника по размерам
Подшипник по размеру подобрать на самом деле не так просто, как может показаться на первый взгляд. Такой подбор необходим в случаях, когда:
- есть сохранившийся образец подшипника, но его маркировку невозможно идентифицировать;
- в технической документации по каким-то причинам указан размер подшипника без маркировки;
- образец утратил целостность, описание отсутствует, но известен размер корпуса и диаметр вала вращения;
- необходимо уточнение по размерам при подборе аналога подшипника.
Во всех перечисленных случаях для подбора необходимо уточнить вид, тип и конструкцию подшипника.
Основные размерные параметры подшипников ― это наружный диаметр (внешнего кольца), внутренний (посадочный) диаметр, ширина (обоих колец, в случае разной ширины внутреннего и наружного кольца). Иногда требуется уточнить размеры вала, тел качения или таких конструктивных элементов, как канавка, паз, шайба. В случае моделей с одним кольцом, или вообще без колец, посадочный диаметр ― это внутренняя окружность между телами качения.
В европейских и восточных странах размеры подшипников указываются в миллиметрах.