Точность посадки подшипников в узлах вращения влияет на эффективность и продолжительность их эксплуатации. Установленные допуски подшипников позволяют применять изделия, соответствующие точности хода и габаритам оборудования.
Допуски и посадки подшипников были систематизированы в целях практической детализации номинальных размеров применительно к производственным возможностям. В отечественной системе эти параметры регламентируются стандартами соответствующих видов и типов изделий, а ГОСТ 3325-85 устанавливает технические требования для размеров, конструкций, материалов валов и корпусов в узлах вращения. В международной стандартизации эти принципы закрепляются в ISO 492.
Допуски подшипников
Допуски означают нижние и верхние пределы отклонений от номинальных конструктивных размеров. Согласно ГОСТ 25348-82, единая система допусков и посадок (ЕСДП) предусматривает 20 степеней точности (квалитетов), а основная их часть, имеющая практическое распространение, сведена в таблице:
В изготовлении шариковых и роликовых подшипников используются квалитеты 6 и 7, иногда 8. С понижением номера квалитета допуски уменьшаются ― точность возрастает.
Различные посадки образуются из сочетаний допусков на валах/отверстиях, и обеспечивают:
- зазор ― обозначаются a, b, c, d, e , f, g, h;
- минимальный зазор и минимальный натяг (переходные) ― js, k, m, n;- натяг ― p, r, s, t, u, x, z.
В связи с этим сформировалась система обозначений и применения посадок, в которой
поля допусков подшипников качения считаются неизменными:
Допуски диаметров подшипников относятся к наружному и внешнему кольцам, их значения приводятся в таблицах такого типа (см.рис.2),
где d - это номинальный диаметр отверстия;
D - номинальный наружный диаметр;
Δdmp - отклонение диаметра отверстия от номинального;
Vdp - непостоянство диаметра отверстия;
Vdmp - непостоянство среднего диаметра отверстия;
ΔBs - отклонение отдельного значения высоты внутреннего кольца;
Кia - биение внутреннего кольца.
Указанные обозначения допусков подшипников действуют в международной стандартизации и исключают расхождения в конструировании комплектующих для узлов вращения. Исходя из допусков, определяются классы точности подшипников, которые указываются в их полных маркировках и влияют на назначение.
У игольчатого подшипника допуски включают диаметр внутренней вписанной окружности и пределы отклонений ответного диаметра калибровочного кольца (вала), поскольку внутреннего кольца в устройстве не предусмотрено. Помимо прочего, облегченная жесткая, компактная конструкция связана с высокой точностью штамповки наружного кольца, обработки игольчатых роликов и сборки.