Технология изготовления подшипников в современном мире активно меняется вместе с постоянно растущими требованиями по качеству с уменьшением сроков производства. Как сделать подшипник быстро, не затратно, чтобы он отвечал всем стандартам и техническим требованиям? Такие вопросы решает современное подшипникостроение, представляющее собой интегральную отрасль. Подшипники применяются во всех индустриальных сферах.
Производство подшипников в мире за последнее время приобрело следующие тенденции:
- уменьшение издержек за счет автоматизации технологических процессов;
- межконтинентальное перераспределение мощностей;
- повышение экологичности заводов;
- внедрение перспективных производственных ниш (например - подшипники с перекрестными роликами, подшипники из различных материалов (гибридные), подшипниковые узлы).
Производство подшипников скольжения
Известная технология производства подшипников скольжения имеет две основные ступени изготовления: корпусов и антифрикционных частей.
Заготовки корпусов для подшипников скольжения изготавливаются
- методом литья из сталей для отливок (15Л, 20Л, 25Л, 20ГЛ), затем проходят закаливание
- штамповкой из пластичных сталей (СтО, СтЗ).
Обработка корпусов проводится на высокоточном токарном и фрезерном оборудовании: доводятся до нужного класса точности торцы, поверхности скольжения, заплечики, бурты, крепежные пазы и прочие конструктивные элементы.
В подготовленные корпусы встраиваются элементы из баббитов (сплав на основе олова, вылитый в формах), биметаллические вкладыши, полимерные или композитные втулки, у каждого из которых собственная технология производства.
Вкладыши и втулки чаще запрессовываются в корпусы с термоподготовкой. Встраивание заливок имеет более длительный процесс с применением нагревания/охлаждения с последующей механической доводкой.
Если конструкция подшипника скольжения (сферический) подразумевает второе кольцо, в завершении технологической цепи изделие проходит сборку.
Производство подшипников качения
Технология изготовления подшипников качения полна собственных особенностей и нюансов ввиду большого разнообразия типов и специализаций изделий. Производство шариковых подшипников исторически сложилось раньше, поэтому считается классической технологической моделью, в которой четыре ступени производства:
- Изготовление тел качения;
- Изготовление сепараторов;
- Изготовление колец;
- Сборка и упаковка.
В зависимости от формы тел качения и конструктивного устройства подшипников качения, этапы технологии у каждой из деталей могут меняться. Основными видами обработки при производстве деталей подшипников являются: ковка, отрезка, токарная, термическая, шлифовальная и доводочные операции, а также окончательная - сборка и контроль. Производство отдельных элементов также имеет свои технологические особенности в виду разновидностей и типоразмеров. Например, упорные роликовые или игольчатые подшипники могут выполняться вообще без колец. А в производстве бессепараторных шариковых/роликовых подшипников отсутствет операции обработки сепаратора.
Технологический процесс изготовления подшипника требует высочайшей точности и является показателем достижений современной мировой промышленности. Казалось бы технология отточена до предела, но все же подшипники бывают далеко не идеальны. Иногда негативными причинами являются перенасыщенность рынка в условиях глобализации экономики, зависимость производства от прибыли и как следствие оптимизация показателей качества в сторону снижения.
Российская отрасль подшипникостроения за последнее десятилетие, к сожалению, показывает не лучшую динамику с небольшой долей на мировом рынке. Конечно, это сказывается и на технологическом оснащении подшипников, а также других изделий машиностроения.