Смазка подшипников представляет собой такую же неотъемлемую их составляющую, как конструкция. Ведущие подшипникостроительные концерны до сих пор определяют и уточняют какая смазка лучше для подшипников в определенных условиях работы. Индустрия производства смазочно-охлаждающих жидкостей, разрабатывая новые материалы, предлагает расширенные возможности их применения. В тоже время, перед непосредственными применителями, обслуживающими узлы вращения, встает вопрос чем смазать подшипник, если его ресурс еще достаточный, а смазка выработалась, или вымылась. Смазка новых подшипников выполняется в стабильных заводских условиях. Однако, для повторного смазывания оригинальный лубрикант может быть труднодоступен, а иногда даже нежелателен.
Степень важности вопроса повышается в контексте крупногабаритных узлов на подшипниках скольжения. Например, выбор смазки для генераторов гидроэлектростанций будет влиять на эффективность выработки электроэнергии. Также немаловажен выбор смазывающе-охлаждающих жидкостей для работы высокоточного металлообрабатывающего оборудования с автоматическими циркуляционными системами смазывания.
Смазка для подшипников: некоторые разновидности
Смазка для подшипников снижает трение скольжения и качения, обеспечивая длительный срок службы. От 70 до 90 процентов содержания подшипниковой смазки составляет базовое масло, 10-15 % загуститель, до 5 % специальные присадки. За счет загустителя пластичная густая смазка для подшипников в состоянии покоя имеет характеристики твердого тела, а при нагрузках ведет себя как жидкость и проникает между контактными поверхностями. Присадки придают составу противозадирные, противокоррозионные, антифрикционные, шумоподавляющие свойства.
Пластичная смазка для подшипников и жидкие масла применяются для моделей качения, тогда как твердая смазка используется в узлах скольжения и создает тонкий сухой слой, сохраняющийся даже при большом отягощении. Помимо смазок, также используются твердые антифрикционные покрытия, например Molykote D-321R для подшипников скольжения. Покрытия распыляются на поверхность и отвердевают при контакте с воздухом.
Силиконовая смазка для подшипников служит в диапазоне температур от -40 до +200 градусов, обладает высокой адгезией к металлам и полимерам, отличными смазывающими и герметизирующими свойствами. кроме этого, силиконовая смазка также является водоотталкивающей, устойчива к окислению и в химически активных средах, не токсична и долго сохраняет полезные свойства. В изготовлении и распространении силиконовых подшипниковых смазок отличились бренды ROCOL и LIQUI MOLY.
Термостойкая смазка для подшипников необходима в нагруженных узлах вращения с постоянными перепадами температур, которые не выдерживает обычная пластичная смазка на основе литола. Кроме этого, термостойкие смазки применяются для подшипников, на которые воздействует внешний нагрев, например на металлургических, стекольных, экструзионных промышленных линиях. Высокотемпературные антифрикционные смазки обладают повышенной адгезией и сохраняют свойства при повышении температуры до +350...600 градусов. Производятся они на основе натрия, кальциевых мыл, силикагеля, фторопласта, полиуретана, графита. Для подшипников качения часто применяются пасты на основе силикагеля, а в нагруженных узлах скольжения ― графитовые.
Графитовая смазка для подшипников используется в тихоходных узлах, где при высокой статической нагрузке при вращении происходит нагрев контактных поверхностей. Термостойкая графитовая смазка сохраняет высокие антифрикционные способности при нагреве выше +350 градусов. К числу прочих ее преимуществ можно отнести высокие противозадирные свойства и минимальную испаряемость.
В заключении можно сделать вывод о том, что лучшая смазка для подшипников ― это наиболее подходящая для конкретных условий эксплуатации.