Распространенная применяемость роликовых подшипников обусловлена их неоспоримыми преимуществами, такими как:
• высокая грузоподъемность: за счет широкой линейной опоры, ролики выдерживают статическую нагрузку (отягощение) в 1,5-1,6 раз более, чем шарикоподшипники.
• компактные габариты: площадь поперечного сечения радиальных роликоподшипников, при необходимости, не более, чем у шариковых.
• для высокоскоростных узлов: радиальные модели с узкими цилиндрическими роликами рассчитаны на скорость вращения до 100 тысяч оборотов в минуту.
• различные исполнения: для радиальной или совмещенной нагрузок; разные варианты размещения ограничительных бортов; бессепараторные и т.д.
• разъемные конструкции (на ряду с неразъемными): упрощают монтаж, позволяют взаимозаменять детали.
Применение роликовых подшипников по отраслям отражает многолетнюю практику разумного использования их высоких технических характеристик для повышения технологичности в производстве, транспортных средствах, энергетике, сельскохозяйственной, строительной и добывающей технике.
Применяемость роликовых подшипников по модификациям
Как устроен роликовый подшипник, где применяется и с какими особенностями: попробуем рассмотреть этот вид с практической стороны. К примеру, благодаря тому же линейному внутреннему контакту роликов с кольцами, создается более жесткий ход, располагающий повышенной точности, которая необходима в металлообрабатывающем, сталелитейном, экструзионном оборудовании.
Высокая грузоподъемность, восприимчивость совмещенных нагрузок, в сочетании с хорошей устойчивостью к ударам, делает конические роликоподшипники незаменимыми на автомобильном, железнодорожном, вертолетном транспорте, на буровых, дробильных установках.
В сельхозтехнике, вибромашинах, ветрогенераторах часто устанавливаются подшипники со сферическими и сфероконическими роликами, в том числе тороидальные. Они выдерживают не только высокоскоростное вращение с отягощением, но и смещение (изгиб) вала на угол до 2 градусов, компенсируя нарушения соосности, биение, минимальное осевое воздействие и вибрацию.
В крупногабаритных высокомощных насосах, гильотинах, редукторах роликовые двухрядные (четырехрядные) подшипники передают вращение со сверхсильным отягощением, выше которого способны выдерживать только подшипники скольжения.
В высокомощных электродвигателях, генераторах (ветрогенераторах), турбинах роликовые радиальные цилиндрические подшипники передают высокоскоростное вращение крупных тяжелых узлов. Ведущие игроки подшипникостроительной отрасли выпускают модельные линейки продукции со специальной обработкой поверхностей, предназначенные для тяжелых и особо тяжелых эксплуатационных условий. Такие подшипники (NoWear) имеют увеличенный срок службы, устанавливаются в ответственных узлах горнодобывающей, металлургической, нефтедобывающей и строительной техники.
Роликовые и игольчатые упорные подшипники при минимальной высоте поперечного сечения способны выдерживать осевые повороты при высоком отягощении поворотных платформ, вертикальных опорных устройств. При этом одинарные (однорядные) подшипники воспринимают повороты в одну сторону, а двойные - попеременные повороты в обе стороны.
Радиальные игольчатые подшипники обладают компактной, легкой и быстроходной конструкцией, применяются в узлах прокатных станов, карданных валов, бытовых устройств. За счет штампованных элементов, эти энергоэффективные скоростные модели имеют экономичные и жесткие корпусы.
На текущей “повестке” развитие перспективного подвида подшипников качения с перекрестными цилиндрическими роликами, диаметр и высота которых одинакова. За счет такого расположения тел качения, подшипники воспринимают радиально-осевые нагрузки, имеют высокую точность и жесткость вращения. При этом, они могут быть среднего и большого диаметра, с одинаково малым поперечным сечением. Такие модели рассчитаны на работу в роботизированной технике, поворотных интегральных платформ, манипуляторов, медицинских и измерительных приборах.