За свой жизненный цикл конвейерная лента неоднократно подвергается стыковке:
• начало эксплуатации – после получения ленты, поставляемой в рулонах, перед целевым использованием её концы необходимо соединить;
• изменение длины в ходе эксплуатации – в зависимости от особенностей технологического процесса длину приходится периодически увеличивать или уменьшать;
• ремонт – разрыв ленты является наиболее неприятным фактором, поскольку может носить непрогнозируемый характер.
Особенности использования конвейеров в зависимости от технологического процесса могут в случае поломки приводить к простою всей линии или даже целого цеха. С учётом повсеместного распространения транспортеров на производстве и в хозяйстве, стыковка конвейерных лент приобрела характер широко востребованной процедуры, особенности которой будут описаны ниже.
Рисунок 2. Разделка ленты перед вулканизацией
Соединение конвейерной ленты бывает следующих видов:
1. Вулканизация конвейерной ленты;
2. Механическое соединение конвейерной ленты.
В свою очередь склейка транспортерной ленты посредством вулканизации делится на горячую и холодную вулканизацию, которые довольно сильно отличаются между собой и требуют предварительной подготовки (разделки).
Каждый из указанных методов имеет свои положительные и отрицательные стороны и, соответственно, свою область применения. Для выбора наиболее целесообразного метода необходимо понимать сущность каждого из них.
Механическое соединение
При механическом методе соединения на концы конвейерной ленты монтируются специальные соединительные замки. Это способ, не требующей высокого уровня квалификации, больших материальных затрат и обладающий высокими показателями скорости введения ленты в эксплуатацию. Причём в отдельных случаях соединения могут быть разборными. Но при этом механическое соединение является наименее долговечным и наименее прочным способом стыковки конвейерной ленты. Кроме того, его минусом является сильное уменьшение гибкости и пластичности в месте стыка, усиленный износ элементов конвейера, невозможность применения при транспортировке горячекатанной продукции.
Рисунок 3. Разъемный соединитель К27
Существует несколько видов соединительных замков:
• заклепочные;
• шарнирно-заклепочные;
• скобовые;
• проволочные;
• болтовые неразъемные;
• шарнирно-болтовые.
Склейка или холодная вулканизация
Рисунок 4. Клей для холодной вулканизации Nilos TOPGUM TL-T70
Этот метод основан на применении специализированных клеевых составов. Прочность таких соединений выше, чем при механическом соединении и достигает порядка 75 % от показателей цельной ленты при условиях соблюдения технологии выполнения стыка. Также к преимуществам такого способа относится отсутствие необходимости демонтажа ленты с конвейера, возможность выполнения соединения в условиях ограниченного пространства, в том числе в пожаро- и взрывоопасных зонах.
Среди минусов следует отметить требовательность процесса к влажности и температуре окружающей среды – температура не должна опускаться ниже 10-15 °C (в зависимости от состава). Кроме того, не допускается запылённость, а саму ленту перед ремонтом следует очистить и обезжирить. К особенностям можно отнести то что, клеевые смеси требовательны к условиям хранения и имеют ограничения по сроку годности. В случае транспортировки клея при отрицательных температурах, перед использованием его следует выдержать при комнатной температуре около суток.
Горячая вулканизация
Метод горячей вулканизации осуществляется посредством использования специальных вулканизирующих составов и вулканизационного пресса. Данный вид соединения ленты на сегодняшний день является наиболее надёжным из существующих методов, но при этом самым затратным.
Рисунок 5. Multiface 5 - оборудование для горячей вулканизации производства Hejatex
К несомненным плюсам относится:
• наибольшая величина прочности (до 90 %);
• сохранение гибкости соединения;
• отсутствие каких-либо неровностей на месте стыка;
• возможность осуществления без демонтажа ленты;
• низкая стоимость расходных материалов.
Однако этот способ наравне с ранее описанными методами не лишён и недостатков. Он требует применения сложного дорогостоящего оборудования, работающего от напряжения 380 В. Кроме того, такая работа требует от сотрудника высокого уровня квалификации. Горячая вулканизация – наиболее длительный метод стыковки конвейерной ленты. Фактором, усугубляющим ситуацию со стоимостью, является необходимость применения соответствующих плит для лент разной толщины.