Характеристики приводных ремней отражают их форму, размер, физические и химические свойства, а также допустимую нагрузку ― параметры, соответствующие устройству и динамике привода. За внешней простотой ременных передач скрывается целый комплекс производственных мероприятий по правильному подбору резинотехнических, армирующих материалов, их отдельной обработке и формовке в единый профиль с необходимыми свойствами. В действующих отечественных стандартах ГОСТ 1284-89, ГОСТ 34341-2017, ГОСТ 22931-93, ГОСТ 23831-79, ГОСТ 24848-81, ГОСТ 26379-84, ГОСТ 28500-90, ГОСТ Р 50440-92, ГОСТ Р 50441-92 устанавливаются номенклатурные размеры, требования к материалам и нормы физических показателей готовых изделий. Характеристики импортных ремней определяются следующими стандартами: международными ISO, европейскими DIN, североамериканскими RMA. В данной статье рассмотрим, какими параметрами характеризуются современные приводные ремни и как они классифицируются на группы.
1) Форма сечения приводного ремня ― клиновая, поликлиновая, зубчатая или плоская ― обуславливает назначение, способ фиксации на шкивах и величину передаваемого крутящего момента. Самые распространенные клиновые ремни имеют трапециевидный профиль и устанавливаются в автомобильной, строительной, сельскохозяйственной технике, в промышленных машинах, компрессорах, вентиляторах ― на скоростных приводах с различной нагрузкой, со свободно размещенными шкивами. Расположение боковых граней под углом обеспечивает высокий коэффициент трения при малом натяжении, плотное примыкание, легкий монтаж и снятие ремня.
При увеличенной нагрузке жесткость передачи усиливается дополнительными идентичными ремнями. Комплект из нескольких клиновых ремней может заменить один поликлиновой ремень, в профиль которого объединены несколько продольных клиньев с общим прорезиненным основанием. Поликлиновые (многоручьевые) ремни, более гибкие и малогабаритные по сравнению с клиновыми, устанавливаются в компактных нагруженных скоростных передачах. Широкие клиновые ремни с поперечными выемками на слое сжатия называются вариаторными и служат для компактных приводов с регулируемым числом оборотов и регулируемыми шкивами.
Ремни с плоским основанием и поперечными зубьями передают вращение от зубьев на шкивах в авто-, мото-, ж/д, промышленных машинах, бытовых электроприборах. Они называются зубчатыми. Их устанавливают в нагруженных агрегатах с заданным позиционированием шкивов при их синхронном вращении. Такие ремни обладают максимальным сцеплением и значительно облегчают нагрузку на подшипники и опоры валов.
Плоские приводные ремни служат для передачи отягощенного вращения при большом натяжении на крупногабаритном производственном оборудовании: мельницах, пилорамах, дробилках, бумагоделательных машинах.
2) Размер приводного ремня имеет первоочередное значение среди характеристик и включает натуральное выражение в миллиметрах ширины и высоты профиля, а также погонной длины. В производственных стандартах устанавливается соотношение пропорций профилей ремней, а также номенклатура длин их посадочных окружностей. Тип профиля и размеры ремней отражает их маркировка, которая обычно наносится на наружной части основания в соответствии со стандартом.
3) Материал приводных ремней обычно указывается производителем в описании и влияет на способность ремней к натяжению, устойчивость к перепадам температурам, устойчивость к загрязнению, воздействию химически активных жидких и газообразных сред. Это существенная характеристика, определяющая эксплуатационные свойства ремней. Для их заполнения применяются резины на основе различных натуральных и синтетических каучуков, полиамид и другие эластомеры. Для армирования и способности натяжения используются капроновые, хлопчатобумажные, кожаные и шерстяные корды, шнуры, а также стальные проволоки и даже канаты.
4) Вес приводного ремня имеет значение не только для логистики, но и для строения аэрокосмического или спортивного транспорта. Эта характеристика зависит от предыдущей ― примененных материалов. Обычно погонный номинальный вес ремней указывается производителем в описательной части продукции.
5) Класс приводных ремней отражает их устойчивость к износу и определяется производственным стандартом. Если ориентироваться на отечественную стандартизацию, ремни делятся на пять классов - от 0 до IV. Класс ремня показывает зависимость погонного удлинения (%) от наработки на испытательном стенде с нагрузкой (млн.циклов).