О том, как выбрать приводной ремень правильно, могут рассказать опытные конструкторы, механики, слесари-наладчики и сервисные инженеры. От выбора типа передачи и самого ремня зависит стабильность функционирования и режим эксплуатации агрегата промышленного оборудования, транспортного или технического средства, которое работает за счет передачи энергии вращения. С учетом многообразия предложений мирового рынка запчастей, выбор ремней является не такой уж простой задачей, какой может показаться на первый взгляд. Обобщая практические рекомендации и содержательные комментарии специалистов, предлагаем очередной обзор с выводами о подборе приводного ремня.
По сравнению с цепными, зубчатыми, червячными передачами, ремни работают на высоких скоростях вращения, имеют более простое устройство, не отягощают конструкцию и обходятся значительно дешевле, поэтому они применяются чаще в механизации. При конструировании оборудования с использованием ременных передач учитываются преимущества того или иного профиля, его устойчивость к нагрузкам и износу.
- Так, плоскоременная передача позволяет связывать шкивы не только с параллельными валами, но и расположенными под разными углами друг относительно друга. В этих передачах предельно простая конструкция шкивов, и установка/снятие ремней осуществляется беспроблемно. При минимальной поперечной высоте ленты способны передавать вращение высокой мощности. Их часто используют с крупногабаритными агрегатами. Однако, плоские ремни требуют значительного натяжения, так как они передают вращение посредством силы трения, а это приводит к ускоренному износу их самих и подшипников в узлах вращения.
- Передача клиновыми ремнями отличается хорошим сцеплением, позволяющем обойтись без сильного натяжения. Валы узлов вращения должны располагаться параллельно, но на любом расстоянии друг от друга, что очень кстати для устройства в компактных конструкциях. Клиноременная передача стабильно передает мощности вращения и используется в точном и прецизионном оборудовании. При этом клиновые ремни достаточно жесткие, что ограничивает их ресурс и требует применения специальной техники для установки.
- Поликлиновой вариант передачи обладает увеличенной площадью поверхности контакта, следовательно, создает повышенное трение и сцепление со шкивом, и КПД возрастает. Многоручьевые ремни более гибкие, чем клиновые. Они используются при скоростном вращении на шкивах малого диаметра, передают ту же нагрузку при ширине вдвое меньшей. Вместе с тем поликлиновые ремни чувствительны к нарушению параллельности, биению и смещению осей валов, что может возникнуть, например, при износе подшипников.
- Передача зубчатым ремнем требует еще меньше трения и натяжения, снижает нагрузку на узлы. Такой ремень передает нагрузку синхронно и позволяет точно позиционировать циклическое положение шкивов. Обладает увеличенным КПД в передачи мощности при высоких крутящих моментах, пониженным шумовыделением при работе. Зубчатые ремни одновременно компактные, гибкие, но создают повышенную жесткость, применяются в компактных двигателях с разнонаправленным вращением. К недостаткам этого варианта можно отнести необходимость точности установки, уровня натяжения, и высокую стоимость ремней.
При выборе ремня на замену нужно соблюдать рекомендации производителя оборудования, знать маркировку и точные размеры. Маркировка приводных ремней наносится на наружной или боковой поверхности, отражает стандарт профиля и его габаритные размеры. Производители приводных ремней стараются максимально упростить подбор и излагают описания с назначением и характеристиками моделей в электронных каталогах. Таблица приводных ремней отражает номенклатурный перечень доступных размеров определенной модели.
Аналоги приводных ремней обычно подбираются инженерами производственных, сервисных или торговых организаций согласно сравнительным таблицам, которые объединяют продукцию, выпущенную по различным национальным промышленным стандартам: ГОСТ (российский) / ISO / DIN (европейские) / RMA / MRTA (североамериканские).