Персонал, занимающийся технической эксплуатацией и обслуживанием электродвигателей, должен руководствоваться требованиями раздела 5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ и руководством по эксплуатации конкретного электродвигателя.
Техническая эксплуатация электродвигателей
Соблюдение определенных правил обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию электродвигателей:
- Отклонение напряжения и частоты питания электродвигателя должно оставаться в пределах 10%. Соблюдение этого условия позволяет эксплуатировать двигатель на номинальной мощности;
- Необходимо контролировать надежную работу устройств пуска и защит;
- Необходимо проводить регулярные осмотры двигателей, которые находятся в резерве. Проводить опробование систем автоматического включения резервного питания (АВР). Периодичность данных мероприятий регламентируется местными производственными инструкциями;
- На электродвигателях и связанных с ними механизмах обязательно должно быть обозначено направление вращения. Обозначается стрелкой;
- В заводских руководствах по эксплуатации двигателей указываются уровни концентрации пыли в воздухе и соответствующие им степени защиты корпуса;
- Продуваемые двигатели (устанавливаются в местах с высокой концентрацией пыли в воздухе, а также во влажных помещениях) должны иметь систему подачи чистого воздуха. Герметичность трубопроводов системы продува проверяется как минимум 1 раз в год;
- Электродвигатели, охлаждение которых производится контуром с водой и те, что оборудованы системой продува с жидкостным охлаждением воздуха, должны оборудоваться сигнализацией попадания жидкости в корпус;
- Электродвигатели, с системой подачи смазки в подшипники, должны оборудоваться системой останова двигателя при прекращении подачи смазки или превышении допустимой температуры подшипника;
- В случае перерыва в питании электродвигателей ответственного тепломеханического оборудования
- должен быть обеспечен их запуск посредством повторного включения от основного источника напряжения. Или включение от резервирующего источника при помощи АВР. Максимальное время перерыва питания ≤2,5 секунд. Оборудование, считающееся ответственным, указывается в специальном перечне;
- Если электродвигатель отключен срабатыванием основных защит, запрещается запускать его без проведения осмотра и измерений сопротивления изоляции. Когда электродвигатель входит в состав ответственного оборудования и не имеет резервного питания, допустимо повторное включение без измерения сопротивления изоляции. Если электродвигатель отключен срабатыванием резервных защит, запуск возможен только после обнаружения причин, приведших к их срабатыванию;
- Необходимо контролировать и содержать в обозначенных пределах уровень вибраций в подшипниках;
- Также электродвигатели подвергаются профилактическим испытаниям и измерениям. Периодичность и виды мероприятий определяется объемами и нормами испытаний.
Техническое обслуживание электродвигателей
Техническое обслуживание (далее ТО) имеет две разновидности – плановое и неплановое.
Плановое обслуживание подразумевает проведение с определенной периодичностью обязательных мероприятий по обслуживанию двигателя независимо от его состояния. Запрещено уменьшать объем и увеличивать периодичность мероприятий по ТО.
Мероприятия при плановом техническом обслуживании:
- производится очистка поверхностей и различных полостей от загрязнений и мусора;
- тщательный осмотр питающего кабеля на предмет повреждения изоляции, проверка и протяжка всех болтовых соединений, осмотр заземляющих проводников;
- производится проверка и протяжка соединения двигателя с фундаментом;
- проверяются все уплотнения;
- производится проверка соединения вала двигателя и механизма, который он приводит в движение;
- выполняется диагностика состояния подшипников;
- измеряются рабочие токи, сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между собой.
Записи о проведенных работах вносятся в журнал эксплуатации.
Неплановое ТО (текущий ремонт) производится при выявленных отклонениях от нормального режима работы электродвигателя, неисправностях, которые были обнаружены при плановом обслуживании, при аварийной остановке электродвигателя.