Условно износ подшипников, в зависимости от влияющих факторов, можно распределить по следующим признакам:
I) номинальный износ вследствие полной выработки эксплуатационного ресурса - как, если бы подшипник работал в стендовых условиях, идеальных для своего предназначения. То есть, ресурс работы деталей подшипника обусловлен расчетными физическими и конструкционными параметрами.
II) внутренние негативные составляющие, которые приводят к преждевременному износу. Сюда можно отнести факторы, влияющие на увеличение (ускорение) номинального износа элементов подшипника:
- отклонения от допусков технических требований по качеству материалов, ранжированию, классу точности;
- технологические отклонения, нарушение производственных процессов (температура, давление, время);
- неправильная сборка (с нарушениями), неправильная/недостаточная смазка.
III) внешние силы, ускоряющие износ подшипника:
- превышение нагрузки/скорости выше допустимых пределов;
- неправильная установка;
- непредусмотренные эксплуатационные факторы (влага, температура, загрязнения).
В реальных же условиях, где на рабочем месте трудно достичь идеальных условий, на подшипник воздействует сочетание всех перечисленных факторов. Своевременное определение износа подшипников ― это важная составляющая технического обслуживания.
Признаки износа подшипника
- Вибрация. Подшипник начинает передавать на узел периодическую, затем постоянно ощутимую детонацию.
- Трение. При выработке детали подшипника теряют геометрию пропорций, что приводит к повышению трения контактных поверхностей.
- Радиальный люфт. Вследствие выработки контактных поверхностей образуется увеличенный зазор между кольцами в радиальной осевой плоскости.
- Осевой люфт. Вследствие выработки контактных поверхностей образуется увеличенный зазор при смещении во фронтальной осевой плоскости.
- Повышенное тепловыделение и звук. Как вторичные проявления дают о себе знать при действии первых признаков.
- Износ посадочных мест подшипников. Выработанный подшипник биением люфта расшатывает посадочное место и весь узел.
Виды износа подшипников
- Повреждение сепаратора. Вследствие резких торможений, смещений между кольцами во время монтажа, а также при превышении допустимой статической, радиальной, ударной нагрузки образуются выедания и разломы стенок сепаратора.
- Точечная коррозия. Появляется на поверхности шариковых тел качения. Чаще связана с попаданием инородных включений в смазочный материал.
- Отслаивание. Возникает на одной дорожке качения по всей окружности при превышении допустимой грузоподъемности и осевой нагрузки.
- Задиры. На торцевой части роликов возникают вследствие недостатка смазки и превышения осевой нагрузки.
- Трещины и разломы. Появляются на внутреннем кольце из-за ударов и давлении при монтаже, а также при резких температурных перепадах.
- Ржавчина и коррозия. Возникает на поверхности колец по шагу тел качения при попадании внутрь воды.
- К менее явным видам быстрого износа подшипников можно отнести царапины, заедания, проскальзывания, фреттинг-коррозию, выбоины, вмятины, размывание поверхности.