Износ подшипников качения можно теоретически обозначить, согласно влияющим факторам, следующим образом:
1) номинальный износ, на который рассчитан эксплуатационный ресурс в условиях, идеальных для своего конкретного назначения. Износоустойчивость деталей подшипников обусловлена расчетными физическими и конструкционными параметрами.
2) внутренние нарушения, которые приводят к преждевременному износу. Сюда относятся факторы, от которых зависит износ колец и тел качения подшипника:
- нарушения технических требований по качеству стали, ранжированию и классу точности;
- отклонения от установленного технологического процесса, при которых не выдерживаются нужные температура, давление или время операции;
- сборка с нарушениями, неправильная и недостаточная закладка консистентной смазки.
3) внешние факторы, увеличивающие износ:
- превышение расчетной радиальной/осевой нагрузки;
- некорректный монтаж подшипника/узла;
- непредвиденные воздействия окружающей среды: влага, перепад температур, загрязнения и другие.
В реальных рабочих условиях на подшипник воздействуют разные комбинации перечисленных факторов. От своевременного определения износа подшипников зависит успешное техническое обслуживание и срок эксплуатации.
Износ роликовых подшипников
К признакам окончания работоспособности роликового подшипника можно отнести:
- Вибрацию - когда подшипник начинает передавать на части узла периодическую и постоянно ощутимую детонацию.
- Трение - когда “съеденные” ролики теряют правильную геометрию, нарушаются контактные поверхности, появляется повышенное тепловыделение.
- Разлюфтовку - когда вследствие нарушения контактных поверхностей появляются увеличенные зазоры между деталями.
- Звуки - в виде гула, хруста, свиста, скрежета, в зависимости от степени повреждений изношенного подшипника.
- Износ посадочных мест подшипников - когда биением люфта расшатывается весь узел.
Износ игольчатого подшипника
В игольчатом подшипнике много тонких роликов-игл, в чем его преимущество и секрет высокой энергоэффективности. Поскольку тела качения подвержены сами повышенной динамике или являются первоочередной причиной износа. Однако даже на высокотехнологичные подшипники равносильно действуют силы активного износа, и среди характерных особенностей износа игольчатых подшипников можно указать:
- Точечная коррозия на поверхности игл. Как правило, это связано с попаданием грязи и влаги в смазочный материал.
- Нарушение сепаратора. К сожалению, в игольчатых подшипниках сепаратор может быть уязвим, поскольку конструктивно вмещает множество посадочных мест для игл.
- Задиры. Появляются на торцевой части игл вследствие недостатка смазки и осевой нагрузки.
- Ржавчина и коррозия. Появляются на поверхности кольца при попадании влаги.