Пробковые краны широко применяются в бытовых условиях и промышленных трубопроводах. Среди достоинств этого вида запорной арматуры – высокая устойчивость к перепадам давления, хорошая герметичности затвора, отсутствие контакта между рабочей средой и уплотнительными элементами. Однако, несмотря на простоту конструкции, пробковые краны повсеместно вытесняются более надежными изделиями с шаровым затвором. Из этого материала вы узнаете, как притереть пробковый кран и правильно обслуживать такие устройства.
Пробковый кран - срок службы
При отсутствии абразивных частиц в рабочей среде и малой интенсивности использования пробковый кран может работать десятки лет. Во многих домовых газовых сетях до сих пор встречаются запорные устройства, установленные еще в прошлом веке. Помните, что из-за особенностей конструкции такие краны необходимо регулярно проверять и обслуживать, а также выполнять текущий ремонт. Ревизия пробковых кранов выполняется не реже чем один раз в три года, а в случае обнаружения запаха газа - незамедлительно. Данная операция требует отключения подачи газа в трубопровод и стравливания остатков рабочей среды, поэтому должна проводиться квалифицированными специалистами.
Ревизия пробковых кранов
В первую очередь необходимо провести внешний осмотр и контроль герметичности крана, для чего нанести не него мыльную пену. Далее следует разобрать устройство, аккуратно вынуть пробку и очистить все поверхности от следов старой смазки ветошью. Если корпус и пробка сильно загрязнены, промойте их спиртовым или бензиновым раствором. Внимательно осмотрите поверхность пробки на предмет повреждений или царапин.
После очистки нанесите на пробку графитовую, газовую или иную смазку с большим температурным диапазоном. В зависимости от конструкции крана смажьте и другие его части – резьбовые соединения, пружины, места прилегания шайб. Далее соберите кран, отрегулируйте плавность хода пробки, установите его в трубопровод и еще раз проверьте герметичность устройства.
Как притереть пробковый кран
Если в процессе ревизии вы обнаружите на поверхности пробки неравномерные царапины, влияющие на герметичность устройства, выполните притирку рабочих поверхностей. Чтобы устранить задиры на внутренних элементах корпуса, соприкасающихся с пробкой, обработайте их мелкой наждачной бумагой. Далее нанесите на пробку абразивную смазку, например пасту ГОИ №3, и вращая пробку в корпусе притрите ее. Для качественной притирки необходимо совмещать повороты пробки в разные стороны с небольшими поступательными движениями вверх-вниз.
Ремонт пробкового крана будет неполным, без проверки качества притирки уплотнительных поверхностей. Чтобы убедиться в равномерном прилегании пробки, нанесите на нее черту мелом или цветным карандашом, после чего установите пробку на место и поверните ее. Если черта полностью исчезнет, значит пробка притерта хорошо. Если на ней остались следы мела – повторно проведите шлифовку поверхности абразивом.