+7 (495) 646-08-58круглосуточно

8 (800) 333-11-48бесплатно для регионов

00001 Код клиента
0

+7 (495) 646-08-58круглосуточно

8 (800) 333-11-48бесплатно для регионов

00001 Код клиента
0

+7 (495) 646-08-58круглосуточно

8 (800) 333-11-48бесплатно для регионов

00001 Код клиента
0
вернуться назад

Типы чугунных задвижек

Чугунные задвижки относятся к устройствам запорной арматуры, которые служат для перекрытия потока жидкости или газа. 

Наиболее широкое распространение получили Задвижки с корпусом из чугуна из-за сравнительной дешевизны исходного материала и его хороших литейных свойств.

В зависимости от эксплуатационных требований в трубопроводных системах применяют различные типы чугунных задвижек, которые отличаются друг от друга конструкцией.

Устройство задвижки чугунной

Основные конструктивные элементы двух наиболее распространённых типов задвижек приведены на Рис. 1.

  Рис. 1

Устройство задвижки чугунной состоит из следующих частей:

1) Маховик – устройство ручного привода. При вращении обеспечивает подъём и опускание посредством шпинделя 2 клина 6, являющегося запорным элементом, который в нижнем положении садится на седло корпуса 5 и герметично перекрывает проток присоединительного патрубка 8.
2) Шпиндель - обеспечивает подъём и опускание клина 6. Если шпиндель выдвижной, то при вращении маховика 1 он выдвигается вверх из крышки 4, увлекая за собой клин 6 и увеличивая габарит устройства. Если шпиндель невыдвижной, то при его вращении клин 6 подымается или опускается по его резьбе. При этом шпиндель остаётся внутри корпуса 5 в среде рабочей жидкости или газа, подвергаясь её загрязняющему и/или коррозионному воздействию. 
3) Сальниковый узел - обеспечивает уплотнение шпинделя 2 и крышки 4, не допуская выход рабочей среды (жидкость или газ) в окружающее пространство.
4) Крышка - обеспечивает опору шпинделю 2, размещение сальникового узла 3 и герметизацию рабочих объёмов задвижки. Крепление крышки 4 к корпусу 5 посредством болтов или шпилек позволяет осуществлять доступ к внутреннему устройству задвижки с целью осуществления осмотра, обслуживания и ремонтных работ.
5) Корпус - представляет собой единое целое с присоединительным патрубком 8, содержит седло для посадки на них клина 6. Корпус объединяет все узлы и детали задвижки в единое устройство.
6) Клин – это запорный конструктивный элемент, который шпинделем 2 может быть поднят с седла корпуса 5 или опущен на него, соответственно открывая или закрывая проток присоединительного патрубка 8. Кроме клина в задвижках могут применяться и другие формы запорных элементов: параллельная, шиберная и т.д. 
7) Уплотнительная поверхность - обеспечивает надёжное и износостойкое запирающее соединение клина 6 и седла корпуса 5. Выполняется из материалов, стойких к химическим воздействиям и перепадам температур (нитриловая резина, кремнийорганическую резина, этиленпропилендиеновый каучук, эластомеры для горячих сред и т.д.). Некоторые типы задвижек могут не иметь специальных уплотнительных поверхностей.
8) Присоединительный патрубок - обеспечивает соединение с входящим и выходящим плечами трубопровода.

Кроме описанных выше вариантов задвижки чугунной, применяют и дополнительные конструктивные решения, которые могут существенно менять её эксплуатационные характеристики и стоимостные параметры. Так например ручной привод подъёма и спуска запорного элемента (в нашем случае клина 6) может быть заменён автоматизированным приводом (электрическим, гидравлическим или пневматическим), что позволяет встраивать задвижку в систему автоматического управления трубопроводами.

Установка чугунной задвижки

Один из вариантов установка чугунной задвижки показан на Рис. 2.

  Рис. 2

При монтаже/демонтаже чугунной задвижки необходимо выполнить ряд требований и произвести необходимые операции. 

Основные из них следующие: 

1) Работники должны быть аттестованы, в том числе на знание норм и правил охраны труда, иметь защитную одежду и приспособления, иметь опыт работы по установке устройств запорной арматуры.
2) Непосредственно перед монтажом необходимо произвести визуальный осмотр внешних и внутренних частей корпуса задвижки и проверить её на работоспособность, совершив три цикла работы затвора.
3) Перед установкой резьбу шпинделя смазать смазкой согласно требованиям эксплуатационной документации.
4) Подвешивание задвижки можно производить только по схеме строповки в эксплуатационной документации. В случае большой массы задвижки для неё должна быть предусмотрена специальная опора на месте установки, снимающая нагрузку с трубопровода.
5) Произвести отключение и сброс давления в трубопроводе.
6) Произвести промывку системы водой.
7) Очистить место установки от посторонних предметов и грязи.
8) Подвести задвижку к присоединительным фланцам.
9) Вставить крепёжные изделия, предусмотренные конструкцией, в отверстия фланцев и установить необходимые уплотнительные устройства и материалы на их стыки.
10) Затянуть крепёжные изделия специальным инструментом в порядке и с усилием, указанным в эксплуатационной документации, после чего задвижку можно освободить от вспомогательных элементов крепления при монтаже.

Марки чугунных задвижек

Марки чугунных задвижек – они же модели, определяются Стандартом СТ ЦКБА 036-2017. 

В подразделе 3.7 «Задвижки», в таблице 7, приведен перечень марок задвижек (так называемых фигур) с наименованиями, перечнем типоразмеров, ссылками на конструкторскую документацию и ТУ или ГОСТ на изготовление и поставку.

В этой же таблице приведены краткие технические характеристики задвижек чугунных.

Расшифровку основных параметров задвижек можно произвести по обозначению её фигуры с помощью СТ ЦКБА 023-2015. Порядок обозначения приведен на Рис. 3

  Рис. 3

Здесь для чугунных задвижек:

1) Тип арматуры. Например задвижка - 30.
2) Материал корпуса. Например чугун серый - ч.
3) Привод. При отсутствии другого привода, кроме ручного управления, код не указывается.
4) Порядковый номер (присваивается регистрирующей организацией).
5) Материал уплотнительных колец. Например латунь и бронза - бр.
6) Исполнение. Цифра, указывающая варианты исполнения.

Приведём пример из СТ ЦКБА 036-2017 (см. таблицу 7).

Задвижка параллельная, двухдисковая, t до +225°С.

Фигура 30ч6бр:

1) Материал – серый чугун. 
2) Привод ручной.
3) Материал уплотнительных колец латунь и бронза.

Номинальное давление 10 кгс/см². Номинальные диаметры DN: 50, 80,100.

Порядок маркировки чугунных задвижек в производстве рекомендован ГОСТ 4666-2015.

Прочее Поделиться: