В современной промышленности применяются подшипники, имеющие в основе различные устройства конструкций:
- подшипники качения;
- подшипники скольжения;
- гидростатические подшипники;
- гидродинамические подшипники;
- газостатические подшипники;
- газодинамические подшипники;
- магнитные подшипники.
Наибольшее распространение получили подшипники качения и скольжения. Они имеют небольшую себестоимость, несложное надежное устройство и множество различных вариантов исполнения. В конструкции этих видов обойма подшипника выполняет основную роль, поскольку воспринимает основную динамическую нагрузку вращения. Обойму составляют сочетание колец и связующих динамических элементов, обеспечивающих их беспрепятственное вращение. Внутренняя обойма подшипника - это внутреннее кольцо с сепаратором или контактным вкладышем.
Внутренняя обойма игольчатого подшипника состоит из сепаратора, фиксирующего игольчатые ролики, она крепится в наружном кольце. Внутреннего кольца при этом может вообще не быть.
Габариты наружного кольца определяют посадочную нишу, например, наружная обойма подшипника генератора запрессовывается прямо в переднюю крышку корпуса.
Дальнейшую типологию подшипников качения определяет форма тел качения, которая напрямую связана с назначением подшипника и теми нагрузками, которые он должен воспринимать. Тела качения в подшипниках:
• шариковые (стальные или керамические);
• роликовые сферические (стальные);
• роликовые цилиндрические (стальные или керамические);
• роликовые конические, сфероконические (стальные);
• роликовые игольчатые (стальные).
Важный конструктивный элемент подшипника качения — сепаратор, удерживает и направляет тела качения. В бессепараторных моделях тела качения удерживаются кольцами. Основные варианты исполнения сепараторов — это облегченные штампованные или массивные механически обработанные.
К прочим конструктивным признакам подшипников можно отнести:
• угол контакта между кольцами и телами качения, который определяет тип преобладающих воспринимаемых нагрузок;
• число рядов тел качения (один, два, четыре) позволяют вращаться в одном или обоих направлениях и увеличивать нагрузку;
• наличие сферической дорожки качения на наружном кольце, которая позволяет самоустанавливаться (компенсировать незначительный перекос);
• форма внутреннего посадочного отверстия, соответствующего валу: цилиндрическая или коническая и даже квадратная;
• сдвоенная/гибридная конструкция, предусматривающая промежуточное кольцо, или совмещенные ряды качения разных типов;
• элементы фиксации на корпусе: канавка, паз, крышка, фланец.
Совокупность вариантов конструктивных исполнений определяет типологию подшипников: шариковый - радиальный; сферический; конический радиально-упорный; игольчатый и т.д.
Дополнить конструкцию может торцевое уплотнение подшипника, выполняющее защитную роль. К уплотнениям относятся стальные шайбы, бесконтактные и контактные армированные пыльники из синтетического каучука и фторкаучука.