В определенных условиях некоторым автолюбителям, мастерам и слесарям приходится интересоваться как поменять подшипник самостоятельно. Даже если далеко не каждый возьмется реализовать замену, то всем будет полезно получить представление о том, как меняется подшипник, как проконтролировать такой ремонт, что необходимо для подготовки и получения эффективного результата.
Стоит обратить внимание, что одна из составляющих этого результата ― верный подбор нового подшипника на замену. Здесь обязательно помогут профильные специалисты Кабель.РФ®, которым можно сделать заявку на подбор (по модели, или типу/габаритам/характеристикам) онлайн, на e-mail, или по телефону.
Общий порядок замены подшипника можно определить несколькими действиями:
1) освобождение и очистка подшипникового узла;
2) снятие подшипника;
3) подбор и покупка замены;
4) установка нового подшипника
5) сборка узла.
Исходные данные о габаритах, марке и модели подшипника лучше получать по снятому образцу - изношенному заменяемому подшипнику. Подходим к первой практической задаче…
Снятие подшипника
Набор инструментов для демонтажа зависит от типа подшипника и его доступности в конструкции узла. Для снятия небольшого подшипника качения с открытой тыльной стороной может быть достаточно молотка и выколотки. При риске повредить примыкающие детали узла, нужно использовать резиновый, деревянный или медный молоток.
Удары молотком (через выколотку) наносятся по окружности обоймы подшипника. При наличии таких фиксирующих элементов, как втулки, стопорные шайбы, винты ― они предварительно ослабляются и снимаются.
При недоступности выстукивания по тыльной стороне, применяются специальные съемники. Они имеют разновидности, но принцип действия один:
• съемник с реверсивными рычагами;
• трехрычажный съемник;
• съемник с гидравлическими шпинделями.
О том, как снять подшипник в конкретном узле, требующем обслуживания, компетентные производители описывают в технической документации к оборудованию. Хорошо, если есть схема замены подшипника, к которой можно обратиться для уточнений.
Для извлечения крупногабаритных подшипников, помимо механических съемников, применяется гидравлический способ впрыска масла, а также принцип теплового расширения металла ― нагревание.
Далее технология замены подшипника состоит в установке нового подшипника. Рабочее место и узел должны быть дополнительно очищены, нельзя допускать попадание посторонних частиц на место посадки. Монтаж выполняется с помощью ручных инструментов, гидравлических или пневматических прессов. Также применяется температурное воздействие: нагревание обдувом, в горячем масле или охлаждение сухим льдом.
При ручном монтаже для равномерной посадки на вал наиболее часто применяются стальные стаканы, оправки, ручные прессы (рис.1 а,б,в), предотвращающие перекосы, а также проставочные трубы, кольца. При установке подшипников на валы с резьбой используются гаечно-винтовые приспособления (рис.2 г,д).
Удары молотком через стакан или медную выколотку наносятся в разные диаметрально противоположные точки на окружности боковой части кольца подшипника. Усилия никаким образом не должны затрагивать тела качения и сепаратор. Тугая посадка (натяг) подшипника нужна для предотвращения его проворачивания при работе. Поэтому особо важно соблюдать соответствие посадочных диаметров. Для осевой фиксации применяются стопорные гайки, кольца, торцевые крышки, закрепительные/стяжные втулки (на цилиндрическом/коническом валу).
Данный контент раскрывает лишь общее представление о том, как менять подшипник, но для начала практики и этого достаточно ― теперь за дело!