Задвижки применяются для перекрытия движения рабочей среды в трубопроводах. Как правило, задвижка состоит из корпуса, в который помещается клиновидный или плоский затвор, двигающийся перпендикулярно потоку жидкости. В закрытом положении затвор прилегает к уплотнительным седлам, что обеспечивает герметичность перекрытия рабочей среды. Запорный элемент приводится в движении шпинделем или штоком, который перемещается при вращении маховика. В некоторых задвижках для движения штока используются редукторы, а также электрические, гидравлические и пневматические приводы.
Какие бывают задвижки
Различают следующие типы задвижек:
- Клиновая;
- Шиберная;
- Шланговая.
Клиновая задвижка
В клиновой задвижке плоскости запорного элемента и уплотнительные седла расположены под углом друг к другу. Клин может быть жестким или состоять из двух дисков, соединенных между собой.
Задвижка с жестким клином отличается более простой конструкцией, однако не лишена некоторых недостатков. Для герметичного перекрытия рабочей среды угол клина и уплотнительных седел должны точно совпадать. Для движения шпинделя требуются значительные усилия, а перепад температур может вызвать деформацию запорного элемента и заклинивание задвижки.
Дисковая задвижка не требует такой точности совпадения углов клина и седел, поскольку затвор обладает некоторой возможностью самовыравнивания или самоустановки. Движение шпинделя в дисковой задвижке легче, чем в устройстве с жестким клином, но такая конструкция отличается большими размерами.
Задвижка с упругим клином обладает еще большей способностью к самовыравниванию, поскольку в ней диски затвора соединены между собой упругим элементом. Устройство такой задвижки позволяет герметично перекрывать рабочую среду даже если угол посадочных седел не точно совпадает с углом клина. Такая запорная арматура обладает большей надежностью чем устройство с жестким клином и меньшими размерами, чем обычная дисковая задвижка.
Параллельная задвижка представляет собой вариант клиновой задвижки, у которой диски клина и уплотнительные седла расположены параллельно. Такая конструкция задвижки значительно снижает вероятность заклинивания в закрытом положении. Подобные запорные устройства часто применяются в трубопроводах, подверженных перепадам температур.
Тип клина выбирается производителем задвижки исходя из ее эксплуатационных характеристик. Так, задвижка 30ч6бр, Ду 50, как правило, имеет дисковый параллельный клин.
Шиберная задвижка
Шиберная или ножевая задвижка отличается меньшими габаритами, чем устройства с клином или дисками. Этот класс задвижек имеет затвор в виде плоскости, которая как нож разрезает поток рабочей среды, двигаясь внутри корпуса. По принципу действия шиберные задвижки напоминают гильотину и устанавливаются на трубопроводы с вязкой, дисперсной или даже сыпучей средой. К недостаткам таких устройств следует отнести их относительно низкую герметичность
Шланговая задвижка
В корпус шланговой задвижки встроен гибкий патрубок, который в закрытом положении пережимается специальным запорным механизмом, приводимым в движение штоком. Шланговая задвижка имеет полнопроходное сечение, а рабочая среда не контактирует ни с одной деталью устройства, за исключением патрубка. Шланг может быть изготовлен из резины устойчивой к различным агрессивным жидкостям, что позволяет устанавливать такие виды задвижек там, где другая запорная арматура быстро выйдет из строя.
Шланговые задвижки требуют регулярной замены патрубка, однако при условии правильного обслуживания их срок эксплуатации может составлять десятки лет.
Другие характеристики задвижек
Кроме принципа работы, задвижки могут отличаться материалом корпуса, видом присоединения, типом движения шпинделя, а также эксплуатационными характеристиками.
Корпус задвижки может быть изготовлен из стали, алюминия и других нержавеющих металлов или чугуна. Чугунные задвижки отличаются относительно невысокой ценой, однако устанавливать и эксплуатировать их надо с осторожностью, поскольку материал их корпуса довольно хрупкий. Стальные задвижки подходят для использования в трубопроводах с высокой температурой транспортируемой среды.
Шпиндель задвижки может быть выдвижным или полностью находиться внутри корпуса. Задвижки с выдвижным шпинделем легче обслуживать, однако они имеют большую строительную высоту и зачастую не могут быть установлены в трубопроводы с ограниченным пространством для монтажа.
При выборе задвижки следует в первую очередь следует учитывать диаметр условного прохода (Ду), номинальное давление (Ру), на которое рассчитано устройство, а также тип рабочей среды. Исходя из этих параметров и учитывая назначение задвижек подбирается их тип, материал корпуса и способ присоединения к трубопроводу.
Маркировка задвижек представляет собой буквенно-цифровой код, который содержит следующие данные:
- Тип арматуры (для задвижек – 30, 31);
- Материал корпуса;
- Привод;
- Порядковый номер, присвоенный ЦКБА;
- Материал уплотнительных колец;
- Исполнение задвижек.