Монтаж и демонтаж подшипников генератора зависит от назначения, типа и габаритов устройства. Хоть принцип работы генераторов один и тот же ― преобразование механической энергии вращения в электрический ток, их устройство и ремонт может значительно отличаться. Есть также сходства в устройстве генераторов и электродвигателей, но у последних назначение прямо противоположно ― вырабатывать вращение из электроэнергии.
Основу конструкции всех генераторов и электродвигателей составляют:
- Ротор – внутренняя подвижная металлическая часть, иногда именуется как якорь;
- Статор – внешняя неподвижная часть из металлических блоков со встроенной обмоткой, создающей электромагнитное поле.
В стандартной конструкции вал ротора (якорь) фиксируется с двух сторон и вращается на подшипниках. Со временем появились конструкции с неподвижным ротором и вращающимся вокруг него статором. Это связано с более выгодным расположением электросъемников, забирающих ток. Однако, статор в данном случае также крепится на подшипниках. Поскольку подшипники механически воспринимают постоянное вращение и нагрузку веса подвижной части, они наиболее подвержены износу. Тогда возникает вопрос “как поменять подшипник на генераторе?”.
Ремонт генератора: замена подшипников
Замена подшипников генератора своими руками возможна при небольших габаритах устройства. Такие генераторы постоянного тока служат в автомобильных системах электроснабжения 12/24 В. В таких генераторах установлены небольшие модели однорядных шариковых радиальных подшипников. Их износ обычно определяется водителями на слух при работающем двигателе как вой или свист.
Однофазные генераторы переменного тока (220 В) небольших размеров с такими же подшипниками служат в мобильных устройствах, вырабатывающих электроэнергию за счет сгорания бензинового или дизельного топлива. Как заменить подшипники на генераторе такого типа досконально представляют сервисные центры, обслуживающие брендовые дилерские сети или специализированное электрооборудование.
Генераторы средних габаритов работают в промышленности, на теплоэлектростанциях, в ветрогенераторных установках и рассчитаны на вырабатываемую мощность 100-500 кВт. Здесь представлено большое разнообразие конструктивных устройств в зависимости от назначения и энергоносителя:
- твердое топливо - уголь, торф;
- жидкое топливо - бензин, дизель;
- горючие газы;
- пар;
- ветер.
Подшипники в этих генераторах также используются разные: качения / скольжения; радиальные / радиально-упорные; однорядные / двухрядные; шариковые / роликовые.
Как менять подшипник генератора средних габаритов определяют специалисты-инженеры служб эксплуатации, исходя из его конструктива, а также условий интеграции в системе оборудования. Определение износа подшипников в электрооборудовании такого класса зачастую требует вибродиагностики и термосканирования с помощью специальных тестирующих приборов.
Генераторы переменного тока по принципу работы делятся на синхронные и асинхронные. В синхронных генераторах на роторе размещены сердечники, обмотки и электромагнитные полюса, а на статоре звездой закреплены нулевые катушки, вырабатывающие электрический ток. В них частоты вращения и электротока взаимозависимы. В асинхронных электрогенераторах нет прямой зависимости от частоты вращения ротора и их конструкция приближена к стандартному устройству.
Процесс замены подшипников в промышленных генераторах можно свести к общей схеме:
- изъятие генератора из цепи;
- снятие кожуха;
- извлечение ротора;
- снятие изношенных подшипников;
- запрессовка новых подшипников;
- сборка и установка генератора.
В крупногабаритных синхронных генераторах гидроэлектростанций, тяжелые элементы вращения устанавливаются на подшипники скольжения менее подверженные износу при большой статической нагрузке.
Установка подшипника генератора такого класса требует не только специальной методики, участия бригады рабочих, но и применения специального подъемного оборудования.