Запуск двигателя после простоя зачастую сулит неприятности для персонала, осуществляющего эксплуатацию и обслуживание. Даже находившийся на консервации двигатель не может гарантировать отсутствия проблем после старта. Машина, оставленная на продолжительное время без работы и не подвергающаяся периодическому и предпусковому техобслуживанию, весьма вероятно выйдет из строя в первые же минуты после пуска. А если инструкцией были предписаны периодические запуски или включение обогревателей двигателя, то выход из строя практически гарантирован. Долгий простой электродвигателя приводит к накоплению неисправностей, которые носят как электрический, так и механический характер.
Одна из основных причин рассматриваемой проблемы – окружающая среда. Повышенная влажность приводит к нарушению целостности изоляции на обмоточном проводе и снижению сопротивления между обмотками статора и корпусом, а также пагубно действует на подшипники, окисляет контактные соединения, подвергает коррозии механическую часть аппарата, присоединяемого к электродвигателю. Если заклинит насос, двигатель перегорит с большой вероятностью.
Воздействие солнца может приводить к термомеханическим процессам, способствующим расслаблению болтовых соединений. Низкие температуры отрицательно влияют на смазку подшипников. Кроме того, причиной проблемы может быть сильная долговременная радиальная нагрузка на вал: при длительном воздействии в одном положении геометрия может нарушаться, например, при ременной передаче через шкив.
При отсутствии обслуживания часто наблюдается закономерный результат – двигатель не запускается. Чтобы предотвратить проблему, проводится внешний осмотр для проверки:
• целостности конструкции;
• исправности крыльчатки вентилятора, тормоза и пр.;
• наличия смазки в подшипниках.
После этого необходимо проверить:
• сопротивление изоляции обмоток мегаомметром;
• сопротивление обмоток микроомметром (разность не должна превышать 2-5%, а токовый перекос не должен превышать перекос напряжений более чем в 2 раза);
• состояние подшипников и их смазки (особенно, при несоосной передаче момента);
• сопротивление изоляции подшипников (для двигателей 3-10 кВ: ПТЭЭП Прил. 3 п. 23.1-6).
Если результаты полученных измерений не соответствуют нормативным показателям, нормируемым ПТЭЭП прил. 3 п. 23.1 1, 2, и прил. 3 п. 26.1, 28.5, то перед началом эксплуатации электрической машины, долго стоявшей без дела, необходимо выполнить сушку.
Особенно это критично, если коэффициент абсорбции:
• ниже 1,2 – для машин, мощностью менее 5 МВт;
• ниже 1,3 – для машин мощностью более 5 МВт;
Если изоляция ротора синхронного двигателя менее 0,2 МОм, ротор также следует просушить. Существует несколько способов сушки:
• в статор помещается лампочка (применимо для двигателей низкого напряжения небольшой мощности);
• на двигатель направляется тепловая пушка;
• двигатель помещается в сушильную камеру (применимо на производствах со своим обмоточным цехом);
• прогревание пониженным напряжением;
• метод вихревых токов (у СД обмотки соединяют в разомкнутый треугольник и подают напряжение от части намагничивающей обмотки).
После сушки сопротивление обмоток проверяется вновь, и если оно соответствует нормам, то двигатель устанавливается в агрегат. Далее проводится обтяжка болтов; набивка смазкой либо замена в сборе подшипников и устранение других неисправностей механического характера.
Худшим вариантом для электродвигателя, долго не находившегося в эксплуатации, является обнаружение межвиткового замыкания либо замыкания обмоток на корпус. В этом случае статор или ротор придётся перематывать.