Износ подшипника генератора, в зависимости от габаритов и области применения, диагностируется различно. Опытные автоводители на слух определяют износ подшипников генератора постоянного тока как увеличивающийся со временем работы гул. Износ подшипников генераторов промышленного или энергетического назначения на слух может проявляться как биение, гул, вой, свист, скрежет. Некоторые специалисты определяют неисправности подшипников на слух с помощью стетоскопа. Более распространенный способ промышленной проверки подшипников ― с помощью портативных приборов и вибродиагностических стендов.
Ввиду того, что подшипники генераторов трудно контролировать без разборки всего узла, устанавливаются они на большой срок службы, конкретная длительность которого зависит от следующих факторов:
- правильность размещения и соединения приводных устройств генератора - нагрузка в непредусмотренном направлении передается на вал, а значит и на подшипники;
- влажность и влияние атмосферного воздействия - в случаях размещения техники на открытом воздухе (транспорт), в скважинах, карьерах;
- перегрев а) по причине внутренней деформации б) внешнее тепловое воздействие
- качество смазки - влияет на чувствительность к перепаду температур и производительность; количество смазки внутри - может надолго сохранить работоспособность подшипника, или стать причиной внутреннего перегрева.
Признак износа подшипника генератора
Тот или иной признак износа подшипника генератора позволяет констатировать износ/неисправность и провести своевременную замену.
- Звук неисправного подшипника генератора. Как уже отмечали, неисправности подшипников наиболее распространенных генераторов первично проявляются в усиливающемся гудении (гуле, вое). Если в генераторе установлены подшипники скольжения, при износе вкладышей, они могут издавать стук и биение.
- Увеличение зазоров. Оно, собственно, является причиной биения, вибрации и указанных звуков неисправности. Увеличенные люфты возникают при усиленном трении ввиду естественной выработки ресурса контактных поверхностей колец, тел качения, или при перегрузках (радиальной / осевой), запылениях, нехватки смазки. К сожалению, зазоры в подшипниках сложно проверить без демонтажа и разборки генератора.
- Нарушение плавности хода. Сепаратор при негативном воздействии может стать уязвимым местом подшипника качения генератора. Повреждения посадочных мест в сепараторе вызывает заедания и торможения хода, позже приводящие к вибрации.
- Динамическая вибрация. Является объективным признаком неисправности, позволяющим рассчитать причину и степень неисправности с помощью вибродиагностического оборудования.
При повышенной влажности атмосферного воздуха и редких запусках на подшипники транспортных генераторов может воздействовать конденсат, который образует ржавчину, проникающую в зазор между уплотнениями. С каждым запуском ржавчина ухудшает качество смазочного материала и увеличивает трение.
При неправильной сборке электрической части генератора, корпус и подшипники могут пробивать электроразряды (замыкание). Если вовремя не устранить такую неполадку, на дорожках подшипников качения образуются электроожоги, поверхностная коррозия, и контактная поверхность нарушается, начинается деформация.