Данный познавательный материал открывает рубрику с обобщенными практическими рекомендациями специалистов, имеющих непосредственное дело с подшипниками. Не случайно, первоочередные вопросы затрагивают монтаж и демонтаж подшипников. При замене подшипника в условиях производственного цеха или автосервиса, гаража или мастерской часто возникают вопросы:
- как поменять подшипник, с чего начать?
- как снять подшипник быстро и без вреда, что потребуется?
- как поставить подшипник на место?
- как запрессовать подшипник, не повредив?
Демонтаж и монтаж подшипников требует не только специальных инструментов, но и определенных навыков, а иногда немало усердия. Для установки подшипников на производственных, добывающих предприятиях, в автотранспортных, железнодорожных, авиационных организациях допускаются только квалифицированные техники, то есть дипломированные профессионалы, прошедшие обучение слесарному делу и получившие разряд определенного уровня. Однако, при определенной сноровке, не воспрещается заниматься ремонтом собственноручно и разбираться в том как менять подшипник, получая опытное руководство.
Как снять подшипник - начало
Начать следует с подготовительных действий и основ механических работ. Рабочее пространство перед работой необходимо осмотреть, освободить и подсветить при необходимости. Болтовые крепления и контактные поверхности узла должны быть очищены и предварительно смазаны. Разборка узла вращения выполняется в обратной последовательности сборке.
Снятие подшипника с вала или из плотного корпуса выполняется съемниками и прессами ― специальным гидравлическим и винтовым инструментом с оснасткой (тягами/лапами), соответствующей цилиндрической/конической посадке и габаритам вала. Прессы для подшипников используются аналогично для бережного снятия и запрессовки (установки) вал или в корпус. Губки пресса, в отличие от лап традиционного съемника, захватывают кольцо полностью.
Иногда перегретые во время работы подшипники закоксовываются на валу и для их извлечения может потребоваться термическое расширение, для чего используется разогретое масло. Винтовой съемник рекомендуется предварительно одеть и завинтить до предела, затем подшипник поливается горячим маслом и усилие натяга начинает сдвигать его.
Как выпрессовать подшипник, посаженный с сильным натягом? Помогут более мощные гидравлические съемники, извлекающие подшипник методом гидрораспора. Этот привод может создавать давление более 30 тонн и вполне подходит для демонтажа/монтажа крупногабаритных узлов вращения.
Как меняется подшипник вручную
Ручной демонтаж подшипников с помощью молотка и выколотки допускается в легких узлах электродвигателей, механического транспорта, электроинструмента, бытовой техники. При этом, удары наносятся равномерно по всей окружности кольца (торцу обоймы) подшипника. Если переборщить с силой удара можно повредить вал/корпус, поэтому необходимо прилагать минимально достаточные усилия.
Установка (запрессовка) происходит в обратном порядке:
а) вручную - с помощью медного молотка или медной проставки;
б) механически - винтовым прессом;
в) гидравлическим прессом.
Требуется соблюдение допусков и классов точности, необходимо настраивать соосность, люфты и повреждения не допускаются.
Далее рассматриваем практический вопрос “как заменить подшипник и не переплатить”. Собственникам автомобильной, сельскохозяйственной техники, грузоподъемного оборудования приходится решать проблемы обслуживания узлов вращения. Доверяя подбор запчастей сторонним организациям, заказчики не всегда получают ожидаемое качество. Секрет экономии здесь такой: нужно составить список всех заменяемых подшипников, подобрать бренд доступного производителя и самостоятельно закупить их для предстоящих ремонтов.