Номинального крутящего момента, развиваемого электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания, может оказаться недостаточно для нормальной работы большинства станков и механизмов, используемых в промышленности, а также в бытовом секторе. К тому же, скорость вращения вала этих двигателей зачастую намного превышает значения, которые нужны для эксплуатации соответствующего устройства. Чтобы привести частоту вращения вала и крутящий момент в оптимальное соотношение, которое будет удовлетворять условиям безаварийной эксплуатации приводимых механизмов, используются редукторы.
Смесители и барабанные мельницы
Для того чтобы измельчить руду на обогатительных комбинатах, обжечь известняк при производстве цемента или размешать строительные смеси до гомогенного состояния, используются специальные устройства.
Редуктор привода печей, мельниц и смесителей подбирается индивидуально для каждого конкретного механизма, исходя из сферы его применения и особенностей эксплуатации.
Крановые механизмы
Для комплектации привода колесных пар, а также грузовых тележек на портальных, козловых и башенных кранах используются двухступенчатые цилиндрические редукторы горизонтальной установки серий РК, РМ, РЦД, Ц2, РЦД и ГПШ.Кроме того, такие устройства применяются для вращения барабанов лебедок грузоподъемных механизмов.
Чтобы повысить надежность эксплуатации в реверсивных условиях работы, в редукторах серии Ц2 первая ступень собрана из колес с шевронным профилем зубьев. Приводной редуктор механизмов передвижения козловых кранов ГПШ выпускается с полым валом, что позволяет обходиться без соединительных муфт.
Транспортировочные устройства
Перемещение в горизонтальной плоскости различных насыпных грузов (песок, щебень, уголь, цемент, зерно и прочее) осуществляется с помощью ленточных или скребковых конвейеров. А для подъема сыпучего материала в вертикальном направлении используются ковшовые элеваторы. В зависимости от типа транспортировочного устройства редуктор привода конвейера может быть с цилиндрическими зубчатыми колесами, а также с коническо-цилиндрическим или с червячным типом передач. Наиболее используемыми приводными механизмами транспортерных лент являются двух и трехступенчатые редукторы серий 1Ц2У, Ц2У, Ц2Н, ЦДНД, ЦТНД, Ц3У, 2Ц3.
Подъемные и маневровые механизмы
Конструкция таких механизмов проста и включает в себя электродвигатель, редуктор, тросоприемный барабан, устройство для зацепления груза и тормозную систему. Одноступенчатый, двух или трехступенчатый редуктор привода лебедки с цилиндрическим типом зубчатых колес серий 1Ц2У-160, РМ-650, 1Ц3У-200 устанавливается на тяговых и маневровых лебедках средней и большой грузоподъемности. На легких монтажных подъемных механизмах для вращения барабана используются одноступенчатые червячные редукторы серий 2Ч-80, Ч-125 и т.д.
Для привода лебедки подъема пассажиров и грузов в лифтовых кабинах требуются червячные редукторы глобоидного исполнения серий Чг, РГЛ, РГСЛ, РГ.
Приводы специального назначения
Подачу масла в рабочие цилиндры гидравлических систем автомобильной техники или мощных прессов, а также смазывающих и охлаждающих жидкостей в ответственные узлы различных механизмов осуществляют шестеренные насосы. Чтобы передать вращение от вала отбора мощности трактора, бульдозера или большегрузного автомобиля к насосу, между ними устанавливаются специальные редукторы, понижающие частоту оборотов до нужного значения.
Кроме того, в нефтедобывающей отрасли невозможно обойтись без штанговых глубинных насосов.
Редуктор привода насосов через кривошипно-шатунный механизм преобразует вращение вала двигателя в возвратно-поступательные движения поршня штангового насоса. Для этих задач требуются усиленные двух или трехступенчатые цилиндрические редукторы с зацеплением Новикова серий Ц2НШ, Ц3НШ, Ц3НК, укомплектованные колесами с зубьями шевронного или косозубого типа.