Для обеспечения оптимального протекания производственных процессов на многих предприятиях тяжелой и легкой промышленности часто требуется перемещать различные сыпучие, кусковые или штучные грузы между цехами и участками, расположенными на разных этажах или находящимися друг от друга на значительных расстояниях. Для этих целей могут использоваться ленточные конвейеры (транспортеры).
Так как условия эксплуатации, а также массогабаритные и физико-механические характеристики перемещаемых объектов различаются между собой, для длительной безаварийной эксплуатации оборудования нужно использовать соответствующие типы конвейерных лент. Этого требования необходимо придерживаться как для комплектации вновь вводимых в строй транспортерных устройств, так и для замены износившихся и отработавших свой срок резинотканевых лент, которые чаще всего используются в разных отраслях промышленности.
Маркировка конвейерной ленты
Правильно выбрать требуемую ленту поможет ее маркировка, выполняемая согласно требованиям ГОСТ 20-85 и состоящая из буквенно-цифрового кода, который отражает ее:
Рисунок 2 Конструкция транспортерной ленты
• конструкцию, тип и специфику условий эксплуатации;
• ширину;
• количество и материал тканевых прокладок;
• тип, толщину рабочей и нерабочей резиновых обкладок, а также материал, из которого они изготовлены;
• вид борта.
Типы конвейерных лент
Маркируются они дробным числом с возможным добавлением буквенного индекса, уточняющего вид и назначение ленты. В зависимости от конструкции типы конвейерных лент обозначаются цифрой от 1 до 4. Чтобы указать подтип (вид и условия эксплуатации) лент общего назначения, используются следующие цифры и буквы.
1) для лент первого типа:
• с очень тяжелыми условиями эксплуатации – 1;
• с тяжелыми условиями эксплуатации – 2.
2) для лент второго типа:
• со средними условиями эксплуатации – 1 или 2 (в зависимости от транспортируемого материала);
• с легкими условиями – Л.
3) для лент третьего типа:
• с легкими условиями эксплуатации – индекс не ставится.
4) для лент четвертого типа:
• с легкими условиями эксплуатации – индекс не ставится.
Специализированное исполнение маркируется такими буквами:
• М – морозостойкая (эксплуатация при температуре окружающего пространства от -60 до +60°C);
• Т – теплостойкая (транспортировка грузов с температурой от 100 до 200°C);
• Ш – трудновоспламеняемая (использование в угольных или сланцевых шахтах);
• П – пищевая (установка на предприятиях пищевой промышленности)
Ширина
Ширина транспортерной ленты выбирается с учетом габаритов и физико-механических характеристик перемещаемого груза, а также назначения и условий эксплуатации конвейерного механизма. Стандартные значения ширины выпускаемых промышленностью лент регламентированы ГОСТ 20-85.
Количество и материал тканевых прокладок
В выборе конвейерной ленты под определенные условия эксплуатации немаловажную роль играет ее прочность на разрыв, величина которой зависит от типа, ширины, а также количества тканевых прокладок и материала, из которого они изготовлены. В зависимости от ширины и типа ленты количество прокладок колеблется от 2 до 8.
Кроме того, на механическую прочность конвейерной ленты влияет материал конвейерных лент, а точнее тканевых тяговых прокладок.
• ЕР – основа полотна выполняется из смеси полиэфирных и полиамидных волокон, а уток – только полиамидные нити;
• ТК – в которых основа и уток изготавливаются из полиамидных волокон;
• ТЛК, ТЛА и МК – в отличие от прокладок типа ЕР основа выполняется только из полиэфирного волокна;
• БКНЛ – как и в лентах ТЛК, ТЛА и МК для изготовления основы берутся полиэфирные нити, однако для утка используется хлопчатобумажное волокно.
Предел прочности на разрыв указывается через дефис после обозначения типа материала прокладок. Следует помнить, что толщина конвейерной ленты равняется сумме толщин тканевых тяговых прокладок и резиновых обкладок.
Резиновые обкладки
Эти поверхности разделяются на рабочую сторону, на которой непосредственно транспортируются грузы, и нерабочую, соприкасающуюся с приводным и натяжным барабанами, а также направляющими и опорными роликами. В маркировке лент толщина обкладок указывается по порядку (рабочая – нерабочая). Если нерабочая обкладка отсутствует, то величину ее толщины обозначают нулем. Помимо этого в обязательном порядке указывается материал (класс резины), из которого изготовлены обкладки.
Борта
В зависимости от степени защиты боковой поверхности ленты выделяют два типа бортов:
• закрытый обрезиненный (РБ);
• открытый (НБ).
Для тяжелых и средних условий эксплуатации используются транспортерных ленты с обрезиненными бортами. Для легких условий работы защита ленты с боков не требуется, поэтому используются серии с нарезными (открытыми) бортами.
Чтобы маркировка была заметна, на ленты первых трех типов через 10-20 метров наносят рельефные условные обозначения. Кроме того, каждая лента снабжается ярлыком, на который наносится ее буквенно-цифровой код. Допускается нанесение обозначения на нерабочую обкладку.
Зная принципы маркировки, расшифровка конвейерных лент является простой задачей. Например: