Конвейерные (транспортерные) установки применяются на предприятиях тяжелой и легкой промышленности для перемещения различных сыпучих или штучных грузов, в том числе и крупногабаритных. Тип и конструктивное исполнение таких устройств определяется физико-механическими свойствами транспортируемых материалов.
Ленточный конвейер
Этот вид является наиболее распространенным среди транспортерных установок и может использоваться для перемещения зерна, щебня, песка, угля и других сыпучих грузов. Кроме того, ленточный конвейер применяется для передвижения ящиков, заполненных какой-либо продукцией, мешков с мукой, зерном, сахаром и пр., а также других малогабаритных штучных грузов. Угол наклона установок может достигать 90°C.
Устройство ленточного конвейера
К основным узлам транспортерной установки этого типа относятся:
• несущая конструкция (став, рама);
• роликоопоры, опорные и поддерживающие ролики;
• приводной и натяжной барабаны;
• привод;
• натяжная каретка;
• грузонесущая лента;
• очистное устройство (щетка);
• ограждение конвейера.
Рисунок 2 Став конвейера с роликоопорами и роликами
Несущая конструкция изготавливается из двутавровых балок, швеллеров и уголков, соединенных между собой при помощи сварки. На ставе крепятся специальные опоры, в которые вставляются опорные и поддерживающие ролики конвейера. Также на несущую конструкцию крепят приводной барабан ленточного конвейера, с помощью которого и осуществляется непосредственное движение ленты. В состав привода установки входит электродвигатель общепромышленного или взрывозащищенного исполнения, а также редуктор конвейера с цилиндрической или червячной передачей.
Натяжение грузонесущей резинотканевой, резинотросовой, ПВХ или полиуретановой ленты осуществляется с помощью специального устройства – каретки, на которую крепится натяжной барабан. Для очистки ленты от остатков перемещаемого материала, налипшего на рабочую поверхность, используются щетки различной конструкции, устанавливаемые на нерабочую ветвь.
Рисунок 3 Натяжная каретка с барабаном
Ограждение, устанавливаемое вокруг конвейера, защищает обслуживающий персонал от возможного получения травм во время эксплуатации оборудования. Преимуществом данного вида транспортировочных механизмов является универсальность применения, позволяющая перемещать разнородные грузы, причем на значительные расстояния. Использование лент с гофробортами и поперечными перегородками дает возможность организовать вертикальную транспортировку материала.
Скребковый конвейер
Такие устройства применяются для непрерывной или порционной транспортировки угля, породы, щебня, зерна, опилок и других сыпучих грузов. Скребковый конвейер используют на предприятиях горной и обогатительной отрасли, на строительных площадках, а также в агропромышленном комплексе. Перемещение груза осуществляется в горизонтальной плоскости или с наклоном не более 25°.
Устройство скребкового конвейера
В конструкцию этого типа оборудования входит:
• рама (став);
• транспортировочные скребки;
• цепь;
• желоб (рештак);
• привод;
• концевая головка.
Основой транспортеров этого типа также является жесткая рама, выполненная в виде короба с высотой бортов не менее 100 мм. Скребковые конвейеры, используемые для транспортировки угля или других сыпучих грузов, которые могут выделять в атмосферу пыль, изготавливаются в герметичном исполнении.
В отличие от ленточных установок в транспортерах этого вида перемещение материала осуществляется по стационарному рештаку (желобу), который разделяет рабочую и нерабочую ветвь конвейера. Подвижными элементами, продвигающими груз, являются скребки из листовой стали, смонтированные на одну или несколько круглозвенных или роликовтулочных цепей.
В состав приводной станции входит электродвигатель и червячный или цилиндрический редуктор, вращающий вал ведущими звездочками. Натяжные устройства конвейеров скребкового типа являются частью концевой головки и могут быть винтовыми или гидравлическими.
Недостатком установок этого типа является повышенный износ скребков и желобов, затрудненная транспортировка влажного материала, а также более низкая скорость перемещения груза по сравнению с ленточными конвейерами.
Роликовый конвейер или рольганг
Устройства этой группы используются для перемещения штучных грузов, а также сыпучих продуктов, упакованных в коробки, ящики или мешки, в том числе уложенные на металлические или деревянные поддоны. Роликовый конвейер устанавливается в горизонтальном положении либо с небольшим уклоном, не превышающим 5°, в сторону транспортировки.
Устройство роликового конвейера
Конструкция рольганга включает в себя:
• став (раму);
• ролики;
• привод.
Рама конвейера собирается из металлопроката и состоит из двух параллельных направляющих, установленных на стойках. Между направляющими става перпендикулярно линии его простирания размещены металлические ролики, интервал между которыми обязан быть несколько меньше половины длины груза, а их длина должна превышать диаметр или ширину перемещаемого объекта.
Вращающее усилие роликам передается парой электродвигатель-редуктор через зубчатые или ременные передачи. Для этого несколько роликов объединяются в группы. На предприятиях металлургической промышленности на рольгангах прокатных станов используется индивидуальный привод для каждой пары роликов.
Перемещение малогабаритных грузов на короткие расстояния может осуществляться под воздействием собственного веса или с помощью мускульной силы обслуживающего персонала.
К достоинствам этого вида конвейеров следует отнести возможность транспортировки труб, бревен и других длинномерных объектов, а также грузов, имеющих высокую температуру.