Приводной ремень как важный элемент передачи силы вращения, то есть крутящего момента, требует регулярной проверки, натяжки и своевременной замены. При полном износе ремня холостое прокручивание валов нарушает баланс нагрузки на привод: электро-, бензо-, дизель-, мотор. Также создается угроза аварийной остановки.
Помимо автотехники, железнодорожного и судоходного транспорта, у ременных передач очень обширное применение в устройстве стиральных машин, сельскохозяйственной техники, станков и различного промышленного оборудования. Ремни устанавливаются на приводы вибромашин, компрессоров, генераторов, станков, конвейерных производственных линий и прочих агрегатов. Настолько же разнообразно устройство приводных передач, которые имеют отличия и специфику для каждого типа и модели оборудования. В зависимости от конструкционного размещения силовых агрегатов и вспомогательного оборудования, усложняется или упрощается замена приводного ремня.
Если имеется пошаговая инструкция производителя оборудования по обслуживанию ременной передачи, следует руководствоваться ей. Для некоторого промоборудования не предусмотрено самостоятельное обслуживание. В таком случае к замене ремней допускаются только специалисты обслуживающих организаций. Несмотря на отличия устройства ременных передач на различном оборудовании, можно составить обобщенную последовательность действий по замене приводных ремней, которую сейчас же и рассмотрим далее.
Когда менять приводной ремень
Изношенный ремень теряет натяжение и начинает проскальзывать. Шум приводного ремня при запуске и торможении двигателя ー это явный признак износа, который предвещает другие возможные проблемы.
По мере усиления износа дальнейшая работа ремня может вызвать биение, вибрацию, расшатывание креплений шкивов, которые особенно усиливаются в моменты запуска привода. Если по каким-то причинам ремень продолжит работу в таком состоянии, может возникнуть аварийная ситуация. На производственных предприятиях заменой приводных ремней занимается служба эксплуатации и наладчики, которые ведут журналы для отметок об их периодическом обслуживании. Номинальный срок службы ремня должен соответствовать гарантийным/рекомендательным нормам, которые устанавливает завод-изготовитель.
Помимо шумовых эффектов, к объективным признакам износа ремня можно отнести отсутствие натяжки и видимые внешние повреждения. Уровень натяжки контролируется вручную или с помощью специального приспособления наподобие микрометра. При полном износе ремня на его торцевой поверхности появляются торчащие волокна корда, что говорит о стачивании ремня по ширине. Если у установленного ремня есть обзор спереди или хотя бы сбоку, при сильном и полном его износе будут заметны повреждения краев контактных поверхностей: поперечные трещины, затертости, сколы, обугливания от нагрева из-за трения при проскальзывании.
Если в устройстве передачи присутствует натяжитель приводного ремня, его ролик полностью воспринимает нагрузку натяжки и, как правило, также требует регулярной замены. Поэтому при замене приводного ремня требуется предусмотреть обновление сопутствующей периферии: натяжителей, направляющих роликов, помп, шкивов, возможно, смазки для них.
Если предусмотрен защитный кожух ременной передачи, обслуживание или ремонт начинаем с его снятия: откручиваем два или три болта крепления, снимаем и ремень открыт.
Независимо от того, дошло до обрыва ремня или нет, далее нужно ослаблять механизм натяжки (рис.2): натяжитель с роликами или крепление непосредственно двигателя - гайки на прижимах и тягах.
Рис.2 - натяжитель шарнирного типа
Снимаем ослабленный приводной ремень.
Надеваем на шкивы, ролики, натяжитель новый ремень. Натягиваем.
Продвигая крепление в сторону увеличения радиуса, задаем ремню натяжку.
Затягиваем регулировочный болт/гайку (2).
Затягиваем болт(5) шарнирного крепления на ролике натяжителя (4).
Проверяем натяжение ремня: в зависимости от нагрузки и габаритов узла вращения, допуск по натяжке (А) приводного ремня может составлять от 1 до 15 мм.
Там, где натяжка осуществляется смещением двигателя при регулировании креплений прижимов и тяг, нужно проверять взаиморасположение шкивов/роликов. Ускоренный износ ремня привода по ширине говорит о смещении шкивов.
Если есть возможность, при замене ремня необходимо сразу включить привод для проверки работы ремня при запуске. Так мы проверим, нет ли биения по длине и ширине.
В завершение ремонта устанавливаем на место и крепим защитный кожух.