Управлять электрическими двигателями можно как в ручном режиме, так и с использованием автоматизированных схем. Конечно же, ручное управление двигателями в простейшем случае может заключаться в подаче питания по усмотрению оператора на зажимы обмоток с помощью таких аппаратов, как выключатели нагрузки или выключатель-разъединители.
Чаще же управление двигателем осуществляется с помощью разной степени сложности дистанционных и автоматических схем управления. Схемы могут включать в себя кроме двигателя несколько дополнительных устройств в зависимости от ответственности самого двигателя, назначения и установленного режима работы электроустановки и особенностей технологического процесса. Это могут быть средства запуска и остановки двигателя, изменения направления вращения его вала, устройства изменения и регулировки скорости и момента, а также устройства защиты от перегрузки и повреждений. Рассмотрим несколько распространенных схем управления и защиты двигателей.
Схема управления контактором
В соответствии с требованиями ПУЭ пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей, как правило, должен производиться непосредственным включением в сеть (схема прямого пуска). Для этого применяется подключение через контактор схема которого приведена ниже.
В соответствии со схемой прямого пуска кроме силовых цепей для задействования элементов дистанционного управления необходимо подключить контактор через кнопку "Пуск" и кнопку "Стоп". Все стандартно - при нажатии кнопки "Пуск" замыкается цепь питания катушки, после чего замыкаются силовые контакты контактора, двигатель пускается, происходит самоподхват контактором питания после замыкания вспомогательного контакта NO. Для остановки двигателя достаточно нажать кнопку "Стоп", разорвав цепь питания катушки с последующим отключением силовых контактов.
Следующая из базовых схем управления двигателями с помощью контакторов – реверсивная. Используется там, где требуется управление направлением вращения вала двигателя, например, на станочном оборудовании, у электрических лебедок и других грузоподъемных механизмов. Изменение вращения достигается сменой порядка подключениялюбых двух питающих фаз в ошиновке, питающей двигатель, при переключениях по схеме. Подключение контактора пуск стоп двигателя здесь существенным образом отличаются от предыдущей схемы. Здесь уже применяются два контактора КМ1 и КМ2, оснащенные дополнительными контактными надставками с нормально замкнутыми контактами КМ 1.2 и КМ 2.2. Эти вспомогательные контакты обеспечивают в некотором роде защиту от ошибок при оперировании, которые в свою очередь могли бы привести к межфазному замыканию. При вращении в любую из сторон мгновенное переключение направления при нажатии соответствующей кнопки невозможно из-за разомкнутой цепи управления. Смена возможна только после нажатия кнопки "Стоп", когда вся система возвращается в исходное положение.
Для снижения пусковых токов в питающей сети при пусках мощных двигателей применяется коммутация контакторов, обеспечивающая переключения по схеме "звезда-треугольник" (Y-∆). В схеме приведенной ниже используются следующие основные элементы - контакторы КМ (главный), КМ1 для включения по схеме "∆" и КМ2 для включения по схеме "Y", РВ - реле времени для обеспечения задержки времени при переключении на схему "∆", ТТ- трансформатор тока для питания реле тока, РТ- реле тока для поддержки схемы пуска по схеме "Y" до момента снижения пусковых токов, БКМ - вспомогательные контакты соответствующих контакторов.
Также при необходимости в любой из рассмотренных схем подключения двигателей могут быть предусмотрены аппараты для его защиты при следующих типичных аварийных режимах – многофазных и однофазных замыканиях, при перегрузке, обрыве и перекосе фаз, при минимальном напряжении.
Защита от замыканий обеспечивается автоматическими выключателями (QF – в силовых цепях, SF – в цепях управления) или плавкими предохранителями, устанавливаемыми в цепях питания и управления. Для защиты от перегрузки могут предусматриваться как тепловые реле (TP), так и специальные автоматические выключатели с регулируемой тепловой защитой, уставки которых настраиваются на номинальных ток двигателя. Для защиты при обрыве одной из фаз в схему вводится реле контроля фаз.Которое, кроме того, можно настроить на срабатывание при понижении или повышении напряжения, при нарушении чередования и перекосе фаз. Соответственно схема подключения катушки контактора реализовывается с подключением последовательно в цепь управления вспомогательных контактов всех применяемых дополнительных устройств защиты.
Для оформления заказа позвоните менеджерам компании Кабель.РФ® по телефону +7 (495) 646-08-58 или пришлите заявку на электронную почту zakaz@cable.ru с указанием требуемой модели электродвигателя, целей и условий эксплуатации. Менеджер поможет Вам подобрать нужную марку с учетом Ваших пожеланий и потребностей.