Если вы знакомы с простейшими низковольтными электромагнитными реле, то можно с большой долей уверенности сказать, что контактор имеет аналогичные принцип работы. Только применяется для отключения и включения нагрузки в нормальных режимах в сетях напряжением до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока. Логично возникает вопрос – для чего нужна схема подключения нагрузки через контактор, если для этого есть всевозможные разъединители и выключатели нагрузки. Дело в том, что с помощью контактора можно организовать автоматическое оперирование любой силовой нагрузкой, который с успехом применяется не только в промышленности, но и в быту (двигатели, освещение, вентиляция, насосы, станки). Задав при этом любой алгоритм, любую периодичность и дополнительно обеспечив сигнализацию. Возможно это за счет особенностей внутреннего устройства этого аппарата, оснащенного электромагнитной системой, силовой контактной группой, дополнительными вспомогательными контактными группами. В связи с чем можно также отметить высокую выносливость аппарата, что подтверждается заложенным коммутационным и механическим ресурсом в несколько тысяч операций.
Схема подключения контактора
Рассмотрим на нескольких примерах некоторые из вариантов распространенных схем, поясняющих подключение контактора. Каждую из рассматриваемых схем можно дорабатывать и дополнять управляющими устройствами.
Одна из самых применяемых и надежных схем с контактором – "схема прямого пуска" для подключения асинхронных двигателей небольшой мощности с защитой их от перегрузки тепловым реле.
На схеме применены следующие обозначения:
- QF – автомат;
- ТP – контакты главных цепей теплового реле;
- КТР – вспомогательные нормально замкнутые контакты теплового реле;
- Кн "СТОП" иКн "ПУСК"- кнопки кнопочного поста;
- КК- катушка контактора, выводы которой маркируются как А1 и А2;
- Кн- контакты главных цепей контактора;
- БК – вспомогательные блок - контакты контактора;
- М-двигатель.
С помощью контакторов можно собрать различной степени сложности и наполнения схемы АВР (автоматического включения резерва). Таким образом можно организовать, например, резервирование домашней или офисной нагрузки на напряжение 220 В (освещения, обогревателей, вентиляции, насоса). Рассмотрим этот вариант применения устройства на примере простейшей схемы с одним контактором, в которой переключается только фаза. Как правильно подключить контактор по данной схеме? Для этих целей может подойти модульный аппарат типа КМ-2-63-11 производства EKF, оснащенный, что важно, одним нормально замкнутым контактом (NС) и одним нормально разомкнутым контактом (NО).
В нормальном режиме питание нагрузки осуществляется от основного вода через однополюсный автомат QF1, силовой контакт контактора KM1.1, замкнутый в результате наличия питания на контактах А1 и А2 катушки КМ1 контактора, и через 2-х полюсный выключатель QF3. Силовой контакт КМ 1.2. при этом разомкнут, а автомат QF2 резервной линии находится во включенном положении. При отсутствии напряжения на основном вводе пропадает питание на катушке КМ1, контакты КМ 1.1. возвращаются в исходное разомкнутое состояние, а контакты контактора КМ наоборот замыкаются, обеспечивая подачу напряжения от резервного ввода по цепи – QF2- КМ1.2-QF3.
В быту контакторы применяются для подключения мощных активных нагрузок, например - теплых полов с управлением от комнатных терморегуляторов.
Во избежание проблем и ошибок при использовании различных автоматизированных схем рекомендуется пользоваться услугами профессиональных электриков.
Ведь при выборе и подключении контакторов, не считая еще и монтажных, чаще всего возникают следующие типичные ошибки:
- неправильный выбор номинального тока контактора, который может быть связан с особенностями подключаемой нагрузки. У одного и того же контактора может быть несколько категорий применения - АС-1, АС-3, АС-4 и др., по которым максимальная нагрузка может отличаться. Если характер нагрузки соответствует категории АС-3 (асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором), а выбор делался по соответствию мощности нагрузки наибольшему номинальному току для контактора по категории АС -1 (активная нагрузка), то возможна перегрузка и выгорание силовых контактов при пусках двигателей;
- подключение катушки контактора к цепям управления на другой класс напряжения. Паспортная величина требуемого напряжения управляющих цепей обязательно наносится на корпусе аппарата;
- неправильный выбор или полное отсутствие защитных аппаратов не только в главных цепях контактора, но и в управляющих.