В проектировании узлов с применением подшипников скольжения важную роль играет расчет оптимального относительного зазора. Преимущество подшипников скольжения полагается на создании минимальной масляной пленки, то есть масляного слоя между контактными поверхностями. За счет него вращение скольжения работает с высоким коэффициентом полезного действия при минимальных габаритах.
Зазоры в подшипниках скольжения рассчитываются по специальным формулам и графикам, построенным на основе физики молекулярного вихревого движения в масляном слое.
Масляные зазоры подшипников скольжения определяет сочетание конструктивных, массогабаритных параметров подшипника, диаметра вала и скорости его вращения, температурного режима, типа и способа подачи масла или смазочно-охлаждающей жидкости.
Радиальный зазор подшипника скольжения измеряется специальными щупами. Также возможно последовательно измерить микрометром втулку и шейку вала, но для этого придется разбирать механический узел. Зазоры в моделях подшипников скольжения с разъемными вкладышами могут быть определены методом оттисков свинцовой проволоки.
Предельно допустимый зазор подшипника скольжения мм, неразъемного:
Диаметр шейки вала, мм | Зазоры между шейкой вала и подшипником, мм | |||
для машин с частотой вращения до 1000 об/мин | для машин с частотой вращения выше 1000 об/мин | |||
наименьший | наибольший | наименьший | наибольший | |
До 30 | 0,04 | 0,07 | 0,06 | 0,095 |
31-50 | 0,05 | 0,085 | 0,075 | 0,115 |
51-80 | 0,065 | 0,105 | 0,095 | 0,145 |
81-120 | 0,08 | 0,125 | 0,12 | 0,175 |
121-180 | 0,10 | 0,155 | 0,15 | 0,21 |
181-260 | 0,12 | 0,18 | 0,18 | 0,25 |
261-360 | 0,14 | 0,21 | 0,21 | 0,29 |
361-500 | 0,17 | 0,245 | 0,25 | 0,34 |
Зазоры разъемных подшипников скольжения:
Подшипники | Зазор верхний, % от диаметра шейки вала |
С кольцевой смазкой С принудительной смазкой С отрицательной реакцией у приводов с зубчатой передачей |
0,15-0,20 0,20-0,30 0,15 |
Своевременное измерение зазора в подшипниках скольжения является важной составляющей регулярного технического обслуживания механических узлов с их применением. Наряду с измерением зазоров для контроля состояния высокоточного оборудования используют наружные замеры датчиками вибрации.
В ходе интенсивной работы естественный износ постепенно увеличивает рабочие зазоры, что со временем вызывает вибрацию, которая сказывается на состояние всего агрегата.Зачастую при этом на узел агрегата воздействует разбалансировка или расцентровка, нарушение соосности. Повышение вибрации приводит к обкатыванию ротора по внутреннему кольцу подшипника.